Власти объяснили «приземление» ИТ-компаний поведением Google и TikTok
Российские юрлица этих компаний не могут ответить за неисполнение закона их материнскими структурамиЗаконопроект, предписывающий популярным у аудитории иностранным ИТ-компаниям организовать присутствие в России (так называемый закон о приземлении) призван избавить власти от ответов, подобных тем, что недавно давали Google и TikTok. Об этом заявил первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко на ИТ-завтраке в рамках Российского интернет-форума (РИФ) в субботу, 22 мая.
Кириенко привел в пример недавний ответ ООО «Гугл» Роскомнадзору, что это юрлицо не имеет отношения к Google LLC, к которой у властей были вопросы, и не может отвечать за ее действия. По данным СПАРК, «Гугл» принадлежит Google International LLC, а головной компанией указана владеющая Google Alphabet Inc.
В отношении TikTok замглавы администрации президента привел в пример рекомендации политического контента, когда система «массово предлагала его детям 14 лет». По словам Кириенко, рекомендации выдавали политический контент тем пользователям, кто ранее никакого интереса к этой теме не проявлял, а когда власти начали спрашивать почему, выяснилось, что представительство в России не имеет юридических полномочий.
Что предписывает «закон о приземлении»
В пятницу, 21 мая, в Госдуму был внесен законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России». Он регулирует деятельность иностранных компаний, чьи сайты с территории России посещает более 500 тыс. человек в сутки и где либо распространяется информация на русском языке или языках народов России; либо размещена реклама, направленная на российскую аудиторию; либо эти сайты обрабатывают сведения об отечественных пользователях; либо получают деньги от юридических или физических лиц из России.
Владельцы подобных сайтов будут обязаны с 1 января 2022 года создать в России филиал, представительство или юрлицо, которое сможет рассматривать обращения граждан, исполнять решения судов и госорганов, принятых в отношении этой иностранной компании, ограничивать доступ к запрещенной в России информации. Также подпадающие под законопроект компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и взаимодействовать с ведомством через него.
Если иностранная компания не выполнит требований этого или других законов, в отношении нее может быть принято одна или несколько мер воздействия:
- информирование пользователей о том, что эта компания нарушает российское законодательство;
- запрет на распространение рекламы этого ресурса в России;
- запрет на размещение рекламы на этом ресурсе;
- ограничение денежных переводов и приема платежей от российских физических и юридических лиц;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на трансграничную передачу данных;
- частичное ограничение доступа к этому ресурсу;
- полное ограничение доступа.
Зачем властям ответственный
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что иностранные корпорации занимают существенную долю на российском инфорынке: так, поисковую систему Google предпочитают около 56% российских пользователей, принадлежащий этой компании видеохостинг YouTube — третий по популярности сайт в России с ежемесячной аудиторией более 44 млн человек; второе и третье места по популярности среди социальных сетей занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории). При этом Facebook, Inc. и Twitter Inc. не имеют в России представительств, а действующие в стране ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний. Сервисы зарубежных ИТ-компаний используются гражданами России, им предоставляются в том числе платные услуги, компании зарабатывают на ориентированной на российскую аудиторию рекламе, но «требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объеме», отмечается в пояснительной записке. Ранее один из авторов проекта, депутат Госдумы Антон Горелкин, говорил, что под действие проекта «обязательно подпадут» Facebook, Instagram и WhatsApp (все три сервиса принадлежат Facebook Inc.), Twitter, TikTok, рекламный сервис Google AdWords и YouTube (принадлежит Google), Viber, Telegram, а также игровые сервисы Steam (Valve Corporation) и World of Tanks (Wargaming).
Представители владельцев крупнейших иностранных сервисов до сих пор по существу официально не комментировали проект. Источник РБК, близкий к руководству Telegram, говорил, что в условиях постоянных изменений правил игры для интернет-компаний необходимость создания локального офиса «может быть воспринята как требование предоставить заложников для дальнейшего шантажа».
Присутствовавшая на ИТ-завтраке на РИФ директор по взаимодействию с госорганами Google в России Марина Жунич подчеркнула, что российское юрлицо круглосуточно находится на связи с Роскомнадзором и глобальным офисом и что компания удаляет 93% требуемого российскими властями, но не стала публично комментировать ответ ООО «Гугл» властям, о котором сообщал Кириенко. Она отметила, что Россия входит в топ-3 стран, откуда приходит наибольшее число просьб об удалении контента, и заявила о продолжающемся «давлении на компанию». Согласно отчету Google, во втором полугодии 2020-го компания получила 18,7 тыс. обращений от российский властей, в основном связанных с нарушениями авторского права (51%) и вопросами национальной безопасности (19%). Всего за этот период компания получила чуть более 26 тыс. запросов по всему миру, то есть на Россию пришлось более половины от этого количества.
Кириенко заявил, что власти «не устроит, когда имеющиеся здесь люди формально не обладают полномочиями решения вопросов». «Наличие здесь подразделения, которое формально никак не связано с головной компанией, переводит все в человеческие взаимоотношения: захотите среагировать — вы среагируете, не захотите — нет. Для нас принципиальная история, чтобы представительства в России обладали каким-то набором полномочий. Каким — давайте обсуждать и прорабатывать», — сказал он.
Замглавы президентской администрации также подчеркнул, что механизм, заложенный сейчас в законопроект, предусматривает в первую очередь информационно-экономические стимулы. Сначала пользователя будут предупреждать о том, что данный ресурс нарушает законодательство, потом ограничат рекламу этой компании на других ресурсах, затем — рекламу российских пользователей на этом ресурсе, платежи в адрес этой компании, а если ничего из этого не сработает, может быть применено замедление трафика при доступе на этот сайт. В последнюю очередь — он будет отключен.
По словам Кириенко, масштаб и мощь ИТ-бизнеса и крупных платформ и экосистем сейчас такие, что не регулировать их невозможно и регулирование таких компаний будет вводиться по всему миру. По его мнению, эти компании имеют возможность манипулирования: «Алгоритмы рекомендательных сервисов, которые декларируются как способ дать пользователю то, что он хочет, в 99% случаев используются для того, чтобы дать то, что хочет тот, кто настраивает рекомендательный сервис».
Фактор блокировки Дональда Трампа
По словам Кириенко, введение регулирования также подстегнет блокировка аккаунтов Дональда Трампа, которую провели Twitter и другие американские компании. В конце прошлого года несколько популярных сервисов, в том числе Twitter, заблокировали аккаунты бизнесмена, на тот момент бывшего президентом США, считая, что его посты подрывают демократию. Кириенко считает, что, когда американские компании позволили себе отключить аккаунт действующего президента своей страны, это «заставило задуматься политиков других стран». Он также напомнил, что Россия создает систему суверенного Рунета, которая должна защитить внутренние системы от отключения. Это же оборудование позволяет замедлять скорость доступа или полностью блокировать определенные сервисы. При этом Кириенко отметил, что Twitter в России начали замедлять трафик, поскольку по количеству предписаний Роскомнадзора этот сервис оказался на первом месте, «демонстративно не выполнял вообще ничего». «Есть вещи, к которым можно по-разному относиться, пограничные, когда к политике относятся; но суицид детей, наркотики, детская порнография не могут относиться к пограничным вещам», — указал он. К настоящему времени компания удалила около 90% ссылок из списка Роскомнадзора — по мнению Кириенко, во многом благодаря тому, что появился инструмент влияния.