«МегаФон» введет премодерацию получаемых абонентами SMS
Соответствующие поправки в закон «О связи» вступят в силу 21 октября.Поправки к закону «О связи», которые обязывают операторов заключать прямой договор с каждым заказчиком SMS-рассылок, а не агрегаторами, обычно организующими такие рассылки, вступят в силу 21 октября. Абоненты смогут требовать от своих операторов, чтобы те блокировали нежелательные SMS-рассылки с определенного номера телефона – раньше недовольным нужно было отправлять запрос на прекращение рекламной рассылки ее заказчику.
Чтобы предотвратить возможные ошибки с отключением информационных сервисов и вал жалоб, «МегаФон» вводит специальные шаблоны для премодерации SMS-трафика, рассказал РБК представитель компании. Дело в том, что с одного и того же номера, например, от банка могут приходить как сообщения об изменении суммы на счете абонента, так и реклама новых банковских продуктов. В случае, если абонент пожалуется на рекламу, оператор сможет отключить только часть потока SMS от банка, оставив уведомления.
Новые правила работы «МегаФона» по SMS-рассылкам заработают также 21 октября. Премодерация коснется только коммерческих рассылок и не будет распространяться на личные сообщения пользователей.
Чтобы отличать транзакционный трафик (сообщения, которые информируют абонента о совершенных операциях с его банковским счетом или отправляют ему пароль для доступа к интернет-сервисам), «МегаФон» создает специальную платформу для работы с шаблонами: каждый заказчик рассылок должен будет задать типовые шаблоны для информационных рассылок. А за рассылки, не попадающие под утвержденные шаблоны, «МегаФон» будет взимать с заказчиков плату по более дорогому тарифу – 0,55 руб. (при рассылке 20 млн SMS) против 0,3 руб. (за транзакционное сообщение).
Раньше оператор брал за транзакционные рассылки 0,3 руб. и 0,6 руб. за рекламные (при рассылке 20 млн SMS), но не проверял, соответствует ли содержание рассылок этим тарифам.
Премодерация позволит уменьшить поток SMS в целом на 30%, подсчитали в «МегаФоне». Но падение SMS-трафика и снижение стоимости рекламных сообщений (с 0,6 до 0,55 руб.) не должно сказаться на выручке оператора, так как теперь большее количество сообщений будет классифицироваться как рекламные.
Депутат комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов считает, что не операторы, а банки должны разделять SMS-трафик и рассылать с разных номеров рекламные и информационные сообщения. «Есть закон о рекламе, согласно которому ее распространение по сетям электросвязи разрешается только с согласия абонента, поэтому банкам надо отделить рекламу от сообщений о транзакциях, либо получить согласие от абонента на рекламу», – объясняет Костунов. По его словам, оператор не должен устанавливать разную цену для разных категорий клиентов, так как это ценовая дискриминация, и «МегаФон» здесь ищет экономическую выгоду для себя.
Банки по закону обязаны информировать клиентов об операциях с денежными средствами, поэтому оператор предлагает банкам специальную цену на транзакционные сообщения, отвечает директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» Влад Вольфсон; а еще банки информируют клиентов о новых услугах – и это реклама, на которую скидки давать не надо.
У конкурентов «МегаФона» расценки на информационные и рекламные рассылки также различаются, но премодерацией сообщений они не станут заниматься. «Вымпелком» предпринял достаточно усилий по борьбе со спамом – сейчас блокируются 95% рекламных сообщений из внешних сетей, рассказала представитель оператора Наталья Ташкеева. По ее словам, нынешний поток спама у абонентов «Вымпелкома» составляет в среднем 1 SMS в месяц – в 12 раз меньше, чем год назад. Тарифы МТС на рассылки ниже, чем у «МегаФона», утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Новые поправки в закон «О связи» позволят агрегаторам сохранить доходы от информационного трафика, только если они сумеют ориентироваться на интересы своей аудитории, считает представитель Intech Group Ирина Смирнова. По ее словам, агрегаторы должны изучать информацию о получателях рассылок и отправлять им только те SMS, которые тем важны: например, для водителя – информацию о парковках, а для пешехода — о такси. Получить эту информацию агрегаторы смогут только у операторов, и работа с ней приведет к росту тарифов на рассылки, но в итоге их эффективность вырастет в разы, рассчитывает Смирнова.
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка SMS-рассылок в России составил $101 млн в 2013 году, прогноз на 2016-й – $137 млн.