Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

TikTok остался самой популярной соцсетью у подростков

Самой популярной соцсетью с точки зрения потраченного времени у подростков остается TikTok, в 2022 году принявший ограничения для россиян, выяснили в Mediascope. При этом по охвату лидерство с большим отрывом у Telegram
Фото: Mario Tama / Getty Images
Фото: Mario Tama / Getty Images

TikTok остается самой популярной соцсетью у российских подростков. Аудитория в возрасте от 12 до 17 лет проводит в ней в среднем 71 минуту в день, следует из отчета исследовательской компании Mediascope (есть у РБК, охватывает период с сентября 2023 года по апрель 2024-го).

На втором месте по популярности в этой возрастной категории — Telegram, на который они тратят в среднем 59 минут в день. Замыкает тройку лидеров «ВКонтакте» с показателем 21 минута в день.

Подростки — единственная возрастная категория, в которой TikTok лидирует по времени потребления. Даже у молодежи от 18 до 24 лет в лидерах, пусть и с незначительным отрывом, находится Telegram, где они проводят 46 минут в день (для TikTok аналогичный показатель — 44 минуты, для «ВКонтакте» — 34 минуты). В аудитории от 25 до 34 лет на первом месте «ВКонтакте» (33 минуты), на втором — Telegram (22 минуты) и только на третьем с заметным отрывом — TikTok (19 минут).

Подростки посчитали Instagram и Netflix «устаревшими для России» трендами
Технологии и медиа
Фото:John Moore / Getty Images

Однако если смотреть не на время пользования, а на среднесуточный охват, лидером среди подростков будет Telegram, в который хотя бы на минуту в день заходят 80,6% аудитории от 12 до 17 лет. На втором месте — «ВКонтакте» (64,9%), TikTok же с незначительным отрывом занимает третье место (62,2%).

TikTok остается популярен в России вопреки ограничениям на распространение нового контента в стране, которые соцсеть ввела в марте 2022 года. В результате ограничений блогеры и пользователи лишились возможности публиковать видео и проводить прямые эфиры. Официально об отмене ограничений ни разу не сообщалось, однако периодически пользователи отмечают, что им удается находить пути обхода.

Что еще показало исследование Mediascope по подросткам

  • Подавляющая часть потребления видео в интернете у подростков приходится на YouTube — 90% от всего времени, что они тратят на видеосервисы, или 76 минут в день из 84. Столько же минут в день в среднем тратит молодежь от 18 до 24 лет (при общем показателе видеопросмотра 88 минут в день). У аудитории от 25 до 34 лет общее время потребления видео в Сети ниже (72 минуты в день), так же как и время, которое они проводят в YouTube (58 минут в день).
  • В основном подростки ищут в YouTube развлечения: на них приходится 24% поисковых запросов. На втором месте — музыка (22%), еще 20% приходится на видеоигры. Самыми популярными YouTube-каналами у этой аудитории являются MrBeast (месячный охват 1,3 млн), KuplinovPlay (976 тыс.) и канал вещателя СТС (854 тыс.).
  • 76% подростков играют в видеоигры. В категориях игр на смартфонах и планшетах и на компьютере они являются самым играющим сегментом. На смартфонах играют 65% всех подростков, на компьютерах — 45%. При этом игры на консолях у подростков менее популярны: в них играют всего 12%, тогда как в возрастных категориях 18–24 и 25–34 года — по 13%. В отличие от других возрастных групп, которые чаще предпочитают казуальные игры, подростки выбирают жанры, требующие большего погружения, констатируют в Mediascope: экшен, стратегии и приключения.

Экономика GTA: чем известны самые дорогие видеоигры в истории
Технологии и медиа
Фото:RockstarGames / Twitter

  • 97% детей от 4 до 17 лет хотя бы раз в месяц включают телевизор. Хотя бы раз в день это делают 46% детей и подростков. В среднем на просмотр телевизора дети тратят 1 час 22 минуты в день. Причем с возрастом все три показателя снижаются. Например, среди детей от 4 до 9 лет смотрят телевизор хотя бы раз в день 55% в среднем по 1 часу 37 минут в день. Но в возрасте от 14 до 17 лет суточный охват — только 34%, а среднее время чуть больше одного часа в день.
  • По телевизору дети и подростки в основном смотрят мультфильмы, сериалы и кино. Если исключить новогодние и праздничные дни, за период с сентября 2023 года по апрель 2024-го самыми популярными стали четвертая часть «Ледникового периода», «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» и «Чебурашка» — все три выходили на СТС.
  • В категории длинных мультфильмов с каждым годом заметно растет доля отечественных — как в сетке вещания каналов, так и с точки зрения того, что зрители реально смотрят. Но доля зарубежных полнометражных мультфильмов в просмотре все еще заметно выше, признают в Mediascope. В 2023 году доля просмотров иностранных мультфильмов у детей составляла 58%, в 2022-м — 71%. При этом в вещании в 2023 году доля иностранных мультфильмов — всего 31% против 40% в 2022-м.

«Три богатыря и Пуп Земли» стал самым кассовым российским мультфильмом
Технологии и медиа
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Что говорят подростки о своем детстве

В рамках отдельного исследования Mediascope изучила, как люди разных поколений воспринимают свое детство. Данные получены в ходе опроса, проведенного в апреле—мае 2024 года с участием 3 тыс. респондентов.

Половина современных подростков (51%), думая о детстве своих родителей, находят что-то, чему можно позавидовать, показал опрос. Девочки испытывают это чувство чаще мальчиков (56% против 47%), подростки из менее обеспеченных семей чаще, чем более обеспеченные (58% против 45%). В целом же каждое поколение считает, что именно у него было самое счастливое детство.

Подросткам кажется, что их родители пользовались большей свободой: можно было допоздна гулять на улице, было больше подвижных игр, приключений и досуга, зато контроля — меньше. 23% детей от 12 до 17 лет завидуют свободе, которой пользовались в детстве их родители, при этом 22% взрослых также завидуют возможностям, которые есть у современного молодого поколения, в том числе в плане образования и увлечений.

Что говорят о подростках эксперты

Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков связывает сохраняющуюся у подростков популярность TikTok с большим количеством содержащегося там аудиовизуального контента. Кроме того, и подача видеороликов, и рекомендательные алгоритмы этой соцсети в большей степени отвечают запросам молодой аудитории, добавляет эксперт.

Дети и подростки «из десятков тысяч предложений всегда интуитивно выбирают самые удобные», утверждает, в свою очередь, глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Создатели TikTok постарались, его алгоритмы обеспечивают исключительный комфорт пользования и точность рекомендаций», — отмечает эксперт.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 29 июня
EUR ЦБ: 92,42 (+1,43)
Инвестиции, 17:42
Курс доллара на 29 июня
USD ЦБ: 85,75 (+0,78)
Инвестиции, 17:42
CNN сообщил об «опустошении» в Белом доме после дебатов Байдена Политика, 21:47
Футболист «Реала» и сборной Испании перешел в катарский клуб Спорт, 21:44
Путин провел встречу с выпускниками Высшей школы управления РАНХиГС Общество, 21:42
В Крыму предупредили о распространении фейков от имени Аксенова Политика, 21:12
Иноагентами признали экс-фронтмена «Тараканов» и ведущую Курбангалееву Политика, 21:07
ВТБ в третий раз с конца мая поднимет ставки по ипотеке Финансы, 21:01
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:59
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Глава UFC назвал невероятным отказ Усика от звания абсолютного чемпиона Спорт, 20:57
В Курской области за день сбили девять дронов Политика, 20:54
TeamViewer заявила об атаке связываемых с Россией хакеров Технологии и медиа, 20:40
Супернадежность и простота: какие мосты строят на ТЖД РБК и УК «Эльга», 20:33
Дело мужа «королевы марафонов» выделили в отдельное производство Общество, 20:33
Глава МВД Польши велел проверить «российский след» в пожаре на АЗС Политика, 20:28
Минимум биткоина и ETF на Solana. Главные события недели Крипто, 20:23