Россияне стали меньше покупать телевизоров, смартфонов и колонок
За первые шесть месяцев 2021 года розничные продажи музыкальных плееров упали по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 22%, до 74 тыс. штук, телевизоров и портативных мини-колонок — на 11%, до 3,1 млн и 1,4 млн штук соответственно, смартфонов — на 8%, до 12,9 млн штук. Это следует из предоставленных РБК расчетов исследовательской компании GfK, занимающейся аудитом непродовольственного ретейла. Данные учитывают продажи как в традиционной рознице, так и в онлайне.
В аудиовизуальной технике рост зафиксирован только в категории саундбаров и кнопочных телефонов. Их продажи в первом полугодии выросли соответственно на 25%, до 106 тыс. штук, и 7%, до 3 млн.
Заместитель директора отдела промышленных товаров GfK-Rus Наталья Моржова связывает рост в этих двух категориях с продолжающейся пандемией: возросший спрос на саундбары связан с формированием культуры домашнего потребления контента в условиях, когда учреждения досуга, бары и рестораны работают с ограничениями, кнопочные же телефоны востребованы у пожилых людей, которые при действующих ограничениях в перемещении нуждаются в общении с родственниками, при этом средств на более дорогой смартфон у них нет.
Снизившиеся продажи техники в натуральном выражении в других категориях Моржова назвала стабилизацией спроса: «Каждый год рост не может продолжаться». По итогам пандемийного 2020 года розничные продажи смартфонов увеличились в натуральном выражении на 6%, телевизоров — на 14%, мини-колонок — 9%, саундбаров — на 35%. Кнопочных телефонов в прошлом году было продано в штуках меньше на 25%, плееров — на 41%.
Результаты за предыдущие годы в GfK не предоставили, сославшись на несопоставимость данных и отметив, что «колебания на рынке возникают регулярно».
Если рассматривать продажи в денежном выражении, то во всех перечисленных категориях кроме плееров наблюдается рост. Общая выручка ретейлеров от реализации смартфонов увеличились в первом полугодии на 30%, до 304,4 млрд руб., саундбаров — на 29%, до 2,2 млрд руб., мини-колонок и кнопочных телефонов — на 19%, до 6,4 млрд руб. и 4,5 млрд руб. соответственно, телевизоров — на 7%, до 81 млрд руб. Изменился валютный курс, выросла стоимость транспортировки, объясняет подорожание техники Моржова.
Продажи плееров в денежном выражении показали падение на 9%, до 212 млн руб., что, как уточняют в GfK, объяснимо низким спросом и ограниченным функционалом по сравнению со смартфонами, также предоставляющими возможность прослушивания музыки.
Что говорят продавцы техники
Продажи телевизоров и смартфонов в натуральном выражении действительно снижаются, исключение составляют лишь флагманские модели, подтверждает представитель группы «М.Видео-Эльдорадо». Положительную динамику в денежном выражении для ряда категорий, например, смартфонов, в группе связывают с меняющимся характером спроса: потребители инвестируют в более дорогие модели, вкладываясь в функционал и технологии, что позволит продлить срок эксплуатации девайса. Продажи флагманских моделей смартфонов выросли в натуральном выражении почти вдвое, при том что продажи во всей категории были чуть ниже аналогичного периода прошлого года. В денежном выражении флагманы имели сопоставимую динамику, добавляет представитель «М.Видео-Эльдорадо».
Рост продаж в натуральном выражении в «М.Видео-Эльдорадо» зафиксировали в таких категориях, как кнопочные телефоны (плюс 55%), наушники (плюс 17%), саундбары (плюс 14%), компьютерные гарнитуры (плюс 11%).
По итогам первого полугодия 2021 года продажи аудиовизуальной техники на онлайн-площадке Wildberries в штуках остались на уровне первого полугодия 2020 года, в то время как в денежном выражении наблюдается положительная динамика, констатирует представитель компании. Например, продажи смартфонов выросли в деньгах год к году на 20%, кнопочных телефонов — на 29%. Рост и в натуральном, и в денежном выражении на площадке Wildberries показали саундбары (и там, и там в несколько раз) и музыкальные колонки (плюс 26% в натуральном и плюс 32% в денежном выражении). «Предполагаем, что это может быть вызвано ростом цен и выходом более дорогих моделей», — отметил представитель маркетплейса.
В Ozon заявили о «трехзначных темпах роста» аудиовизуальной техники, не приводя абсолютных значений. Не раскрывают их и другие ретейлеры.