Минсвязи предсказало банкротство кинотеатров при введении сбора Михалкова
Концепцию глобального лицензирования изначально предложил Российский союз правообладателей (РСП) Никиты Михалкова, а Минкультуры оформило идею в законопроект. РСП предлагает через операторов связи брать с пользователей деньги (около $860 млн в год) за свободный доступ к контенту. Отдавать эти сборы должны «аккредитованной организации», чтобы та распределила их между правообладателями.
Министерство связи уже подготовило по поручению заместителя председателя правительства Игоря Шувалова свой критический отзыв на концпепцию. В прошлый четверг, 18 декабря, в Минкомсвязи по инициативе правообладателей прошло совещание, где должен был присутствовать глава РСП Сергей Федотов. Он не приехал, подтвердили РБК два источника, знакомые с ситуацией, и замминистра связи Алексей Волин пообещал написать Шувалову еще раз. Копия этого письма от 22 декабря с подписью Волина оказалась в распоряжении РБК. Подлинность документа подтвердил источник, близкий к правительству.
«Это один из тех редких случаев, когда мы имеем консолидированную позицию большинства правообладателей, в сфере как кино и сериалов, так и музыки, представителей операторов связи и интернет-индустрии. Все они единодушны в том, что сама идея концепции глобальной лицензии является неэффективной, нереализуемой и опасной», – говорится в письме.
Замысел Михалкова
РСП и Минкультуры предлагают ввести «глобальную лицензию» на все выложенные в Сеть «музыкальные произведения и фонограммы, аудиовизуальные произведения и произведения литературы». Контент, по замыслу авторов инициативы, будут включать в специальный реестр, который будет вести «аккредитованная государством организация по коллективному управлению [авторскими] правами».
Правообладатели могут попросить внести свой контент в список или попросить изъять его из-под действия лицензии. Пользователи, заключая договор на предоставление доступа в интернет, будут «автоматически» давать согласие на заключение договора на свободный обмен контентом. Это и называется «глобальная лицензия». За нее нужно будет платить: сбор предложено включить в стоимость доступа в Сеть, а его объем должно определить правительство.
Выплаты получит «аккредитованная государством организация». Она должна пропорционально распределить их между правообладателями – в зависимости от популярности контента. Отслеживать, какой контент скачивают, выкладывают в Сеть, прослушивают или смотрят, предложено с помощью специального оборудования, работающего на основе технологии Deep Packet Insprection (DPI). Установить такую технику РСП предлагает за счет «аккредитованной организации».
Российский союз правообладателей уже занимается сбором денег. За три года он получил 286 млн руб. за распределение отчислений от производителей и импортеров аудио- и видеотехники. Эта сумма – 15% комиссии, которую РСП получил от собранных в целом 1,89 млрд рублей, следует из его отчета.
Критика Минкомсвязи
Реализация этой концепции обойдется в миллиарды долларов, утверждает Минкомсвязи в письме от 22 декабря. «По сделанным оценкам, первые 10 лет все сборы, полученные с граждан в интернете, будут направлены на погашение затрат на приобретение необходимого оборудования», – пишет ведомство. Переход к этому механизму пользователи воспримут как «покупку индульгенции на пиратство», заявлено в письме. Это подрывает действия, которые предпринимались против пиратства последние несколько лет, – блокировку пиратских ресурсов и создание легальных сервисов, считают в министерстве.
Минкомсвязи со ссылкой на правообладателей оценивает, как скажется эта норма на кинорынке. После перехода к глобальной лицензии посещаемость кинотеатров снизится на 20–30%, а это «поставит на грань банкротства до 70% имеющихся в стране кинотеатров», считают в ведомстве. Эта новация ударит и по телеканалам: производители контента сегодня продают им сериалы и программы практически по себестоимости, а реальную прибыль зарабатывают за счет вторичных продаж в интернете, говорится в письме.
Правообладатели, пишет Минкомсвязи, сомневаются, что собранные средства распределят справедливо, и к тому же исходят в своей деятельности из того, что в интернете эффективно развивать индивидуальные продажи контента. В заключение ведомство предложило отказаться от идеи глобальной лицензии, заметив, что ее не поддерживают «значительная часть профильной индустрии».
В Минкомсвязи, в частности, обратилась Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). Копия письма со штампом о поступлении в министерство 6 декабря есть у РБК, ее подлинность подтвердил исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев. «Мы против глобальной лицензии», – заявил он. В письме говорится, что концепция противоречит интересам пользователей и фактически вводит «налог на интернет», нарушает международные конвенции, приведет к исчезновению рыночной конкуренции.
В распоряжении РБК есть также копия письма в Минкомсвязи от Союза операторов мобильной связи ЛТЕ с подписью исполнительного директора организации Гульнары Хасьяновой от 24 ноября. Представитель союза подтвердил РБК факт обращения в Минкомсвязи. В этом письме сказано, что технически отследить, какой контент скачивают пользователи, невозможно, особенно с сайтов с так называемыми закрытыми протоколами https. Доля закрытого трафика, утверждают в союзе, составляет 10-15%. К тому же лицензия обяжет операторов хранить большие объемы данных, а это означает финансовые затраты, говорится в письме.
Еще одно письмо в Минкомсвязи 1 декабря, судя по штампу, поступило из Российского союза промышленников и предпринимателей. Его подписал президент союза Александр Шохин. В нем напоминают об отсутствии аналогов глобальной лицензии в мире и противоречии самой идеи международным нормам и российским законам.
Некоторые правообладатели вместе с интернет-компаниями 1 декабря пожаловались на концепцию РСП в открытом письме на имя Путина. Под ним подписались руководители и топ-менеджеры «Мэйл.ру», «ВКонтакте», «Яндекса», «Рамблер Интернет Холдинга», Национальной федерации музыкальной индустрии, Ассоциации интернет-издателей, РАЭК и Ассоциации по стимулированию оборота легального контента в сети «Интернет-видео».
Параллельная общественность
Пока Минкультуры не внесло законопроект в Госдуму. 25 декабря в Общественной палате прошли его «нулевые слушания»: то есть обсуждение пока не размещенного в базе Госдумы проекта. Параллельно в Минкультуры, по поручению замминистра Григория Ивлиева, прошло совещание с участием правообладателей и авторов концепции, рассказывала РБК представитель Минкультуры Екатерина Демидова.
В начале встречи в Общественной палате ее представитель Лидия Михеева заметила, что ей несколько дней назад звонил замминистра Ивлиев и просил пока (до внесения документа в Госдуму) идею не обсуждать. В разговоре с РБК Михеева заметила, что мероприятие в ОП начали организовывать за неделю. Демидова сказала РБК, что Минкультуры прислало приглашения, в частности «Национальному музыкальному издательству» на собственные общественные слушания 24 декабря – то есть за день до их проведения.
За круглым столом в ОП собрались представители операторов связи (МТС, «ВымпелКом», «МегаФон»), Минкомсвязи и Минюста, правообладателей, Госдумы, медиа (Интерфакс), отраслевых ассоциаций, ФАС, специалисты по авторским правам. Спикеры подробно раскрывали тезисы, которые излагало Минкомсвязи, и ассоциации в своих письмах, в частности о том, что норма фактически легализует пиратство и убьет легальные сервисы. Представитель ОАО «Гипросвязь» пояснил, почему это невозможно технически. А единственный представитель авторов идеи, гендиректор Российского союза правообладателей Андрей Кричевский, приехал к концу встречи. Он сказал, что задержался на обсуждении при Минкульте, и утверждал, что присутствовавшие там звукозаписывающие компании, например «Союз», СБА, Первое музыкальное издательство, в целом за глобальную лицензию. «Нам не известны правообладатели (российские или западные), которые поддерживают данную инициативу», – замечал в разговоре с РБК юрист фирмы Goltsblat BLP, представляющей в суде интересы разных правообладателей, Антон Нефедьев.
Кричевский послушал нескольких выступающих и заключил, что «текст законопроекта не все видели». Он подтвердил, что действительно за доступ к лицензии будут платить все абоненты связи – даже те, кто не скачивает контент, но это «необходимая мера, которая позволит работать всей системе». Он считает схему распределения денег справедливой и «базирующейся на принципах фактического использования контента». Некоторое непонимание он увидел и в вопросах музыкальных компаний на собрании при Минкульте, но уверен, что вопросы снимут подзаконные акты. Гендиректор РСП заверил, что технически отследить трафик получится, причем оборудование за свой счет даст аккредитованная организация. «Мы сможем точно идентифицировать 70% трафика», – заверил он, сказав, что на этот счет консультировался с «ВымпелКомом» и МТС. «Я представляю «ВымпелКом – я не знаю, с кем вы говорили», – сказал выступавший после него директор по работе с органами госвласти «ВымпелКома» Сергей Мальянов. Он заявил, что техники для глубокого инспектирования трафика в мире не существует. Кричевский большую часть выступлений Мальянова и других спикеров изучал свой смартфон с логотипом в виде герба России.
Михеева заявила, что по итогам встречи ОП направит резолюцию в Госдуму, Верховный суд, Совет Федерации, аппарат правительства, Минкультуры и другие ведомства. Законопроект открыт и к обсуждению в сети на сайте Общественной палаты.
Представители Минкультуры и РСП в четверг не ответили на запросы РБК.