В России в полтора раза вырос спрос на экспертов по кибербезопасности
Количество предложений о работе, связанной с информационной безопасностью, в прошлом году выросло в России на 47% по сравнению с показателем 2020 года и достигло 35,3 тыс. вакансий. Это следует из данных, предоставленных РБК компанией HeadHunter, которая проводила анализ по собственной базе.
Наибольшее число подобных вакансий, почти треть от общего количества, — у ИТ- и интернет-компаний, системных интеграторов: за год спрос в этом сегменте вырос на 31%. Далее следуют финансовый сектор (5,9 тыс. вакансий, +55%), телекоммуникации и связь (2,7 тыс., +43%) и др.
Наиболее заметный рост числа вакансий по информационной безопасности наблюдался в сегменте «Услуги для населения», где спрос вырос в 2,5 раза за счет низкой базы (в 2021 году в этом сегменте было открыто чуть более 300 вакансий). Как пояснил представитель HeadHunter, в этой категории размещены вакансии различных подразделений компании Ozon («Ozon Офис», «Ozon Информационные технологии», Ozon Rocket, Ozon Fintech), а также центров по организации досуга, развлечений, спортивных мероприятий. На втором месте по росту спроса на специалистов в области информационной безопасности — автомобильный бизнес (дилеры и сервисы), где число вакансий выросло вдвое и составило 390. На 98% вырос спрос на подобных специалистов в сегменте «Перевозки, логистика, склад, ВЭД» (общее число вакансий по информбезопасности в нем превысило 1 тыс.), на 83% — в СМИ, маркетинге, рекламе, PR, дизайне, продюсировании (до 515 вакансий).
Единственным сегментом, где спрос на специалистов по информационной безопасности снизился, оказалась область «Общественная деятельность, партии, благотворительность, некоммерческие организации», где в 2021 году было 25 вакансий вместо 26 годом ранее.
Почему растет спрос на кибербезопасность
Одной из причин роста спроса на информационную безопасность в сегменте услуг для населения может быть работа с персональными данными и интеллектуальной собственностью, считает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ Михаил Прибочий. «Необходимость безопасного хранения и обработки чувствительных данных в последнее время стала одним из приоритетов для компаний и их клиентов. Это обусловлено более жесткими требованиями регуляторов, а также тем, что новости об утечках воспринимаются очень остро, они могут негативно сказаться на репутации компании и даже принести прямые потери», — подчеркнул Прибочий.
Источник РБК на рынке информационной безопасности акцентирует внимание на том, что требования регулятора к обеспечению кибербезопасности становятся серьезнее. В 2020 году в России на государственном уровне была официально обозначена национальная цель — цифровая трансформация, и с того времени резко выросла потребность в специалистах по информационной безопасности.
Директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева отметила, что растут запросы в отношении специалистов по информационной безопасности в направлениях розничной торговли, лесной промышленности, автомобильном бизнесе, рекламе, СМИ и перевозках — из-за того, что в предыдущие годы собственники этих бизнесов не придавали большого значения вопросам кибербезопасности. «В 2020 году бизнес активно ушел в онлайн и резко осознал, насколько уязвим. Согласно нашему исследованию, треть российских компаний когда-либо подвергались целевым атакам, в 16% случаев дело заканчивалось выплатой выкупа злоумышленникам. При этом только каждая четвертая российская компания использует классы решений по информационной безопасности, которые действительно способны обнаружить злоумышленника в Сети. Специализированные комплексные решения используют только 15% респондентов», — указала Сигаева.
По словам гендиректора компании «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в логистике сегодня развивается функция отслеживания местонахождения транспортного средства и груза в реальном времени, в том числе с контролем температурного режима, — это становится необходимым элементом эффективной и надежной логистики для грузовладельцев и требует от транспортных компаний значительных инвестиций в ИТ и расширения штата подобных специалистов. Это касается и специалистов по информбезопасности, добавил Бурмистров.
В маркетинге и рекламе высокий спрос на кибербезопасность объясняется тем, что, по сути, все материальные результаты труда находятся в интернете и высоки риски утечки данных и других потерь, отметил в беседе с РБК управляющий партнер брендингового агентства Depot и вице-президент АКАР Алексей Андреев. «В целом же, по мнению экспертов, эта битва заведомо проиграна, все персональные данные регулярно утекают к злоумышленникам, любые шифры и пароли взламываются, секреты предаются гласности. При этом запрос на кибербезопасность по-прежнему очень высок, так как альтернативного сценария эволюции человечества не существует», — рассуждает Андреев.
Большой рост спроса на подобных специалистов в телекоме и ИТ-компаниях связан с тем, что эти организации предоставляют сервисы кибербезопасности растущему онлайн-бизнесу, считает директор центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Андрей Янкин. По оценке этой компании, спрос на сервисы информбезопасности в 2021 году вырос более чем на 25%.
По словам директора по росту BI.ZONE Рустэма Хайретдинова, увеличивается не только спрос на специалистов, но и время их поиска — по некоторым позициям в области защиты цифровых активов среднее время закрытия вакансии превысило один год.
В начале этого года представители Минцифры заявляли, что дефицит квалифицированных ИТ-кадров в России составляет от 500 тыс. до 1 млн человек в год. Несмотря на рост зарплат в сфере ИТ и усилия российских компаний по удержанию персонала, большинство изучающих соответствующие дисциплины студентов хотят работать в других странах, показал недавний опрос, проведенный образовательной платформой GeekBrains. А после того как формат удаленной работы получил массовое распространение, многие ИТ-специалисты начали работать на иностранные фирмы, физически оставаясь в России, что негативно влияет на возможность закрыть такие вакансии в российских компаниях.