«Одноклассники» запустят конкурента WhatsApp и Telegram
Мобильные «Одноклассники»
Социальная сеть «Одноклассники» в течение месяца запустит мобильное приложение для обмена сообщениями «ОК Сообщения», рассказала РБК пресс-секретарь «Одноклассников» Анастасия Жбанова.
Сервис уже тестируется в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, где «Одноклассники» являются самой популярной соцсетью, а также в Болгарии и Туркменистане. На российский рынок мессенджер выйдет в течение двух месяцев. «Мы ориентируемся на тесты в других странах. Как только они пройдут, запустим [«ОК Сообщения»] в России», — уточнила Жбанова. Инвестиции в проект представитель «Одноклассников» не раскрывает.
Конкурент сервисов WhatsApp, Telegram и Facebook Messenger от российской соцсети полностью бесплатный и не содержит рекламы. Помимо русского языка пользователи «ОК Сообщения» могут общаться на английском, узбекском и таджикском языках.
«ОК Сообщения» позволяют общаться как с друзьями из «Одноклассников», так и приглашать в чаты людей из телефонной книги в смартфоне. На время тестирования приложение доступно для устройств на Android, версия для операционной системы iOS от Apple тестируется только в Узбекистане. В мессенджере доступны как индивидуальные, так и групповые чаты, в которых пользователи могут обмениваться фотографиями, видео-, аудиозаписями, а также gif-файлами, отметила представитель соцсети.
«ОК Сообщения» ориентированы на работу на мобильных устройствах: большинство функций работает без подключения к интернету — пользователям доступны все переписки и медиафайлы, а сообщения, написанные офлайн, отправляются автоматически после появления доступа к сети.
Мобильная аудитория «Одноклассников» за последний год выросла на 30%, отмечала Mail.Ru Group в своем годовом отчете. 64% аудитории «Одноклассников» приходят в соцсеть с мобильных устройств, дневная мобильная аудитория составляет 27 млн пользователей. Если говорить о месячной аудитории, то 34 млн человек пользуются «Одноклассниками» с устройств на мобильной операционной системе Android, 7 млн — на iOS и только 1,9 млн — на Windows Phone. Общая ежемесячная аудитория соцсети вместе с веб-версией — 73 млн (по данным самой компании). Согласно сервису статистики LiveInternet, аудитория «Одноклассников» в марте 2016 года составила 50 млн пользователей.
«Подарочки» на миллиарды
«Одноклассники», принадлежащие интернет-холдингу Mail.Ru Group, станут первой российской соцсетью, которая запустит собственный мессенджер. Ранее о создании аналогичного продукта заявляли и представители самой популярной российской соцсети «ВКонтакте» (также принадлежит Mail.Ru Group). Запуск отдельного мессенджера должен состояться «до конца года», говорил РБК представитель «ВКонтакте» Евгений Красников.
В апреле Mail.Ru Group заявила, что «ВКонтакте» стала крупнейшим мессенджером в России, если судить по критерию количества отправленных пользователями сообщений. В 2015 году пользователи «ВКонтакте» каждый день отправляли друг другу 5 млрд сообщений — на 68% больше, чем в 2014 году. Месячная активная аудитория «ВКонтакте», по данным самой компании, в марте впервые превысила 90 млн пользователей, 78% пользователей соцсети заходят с мобильных устройств.
Раскрыть аналогичный показатель — количество отправленных пользователями сообщений — в «Одноклассниках» отказались. «Сообщения — один из самых популярных сервисов в «Одноклассниках». В топе [популярных вместе] с видео и лентой [новостей]», — отметила Жбанова.
«Одноклассники» в цифрах
51 млн человек в день составляет аудитория «Одноклассников»
46,1 млн человек в месяц пользуются мобильной версией соцсети
27 млн человек пользуются «Одноклассниками» с мобильных устройств ежедневно
64% аудитории «Одноклассников» приходят в соцсеть с мобильных устройств
74% мобильных пользователей «Одноклассников» используют Android
60% аудитории «Одноклассников» — люди в возрасте до 35 лет
14 млрд руб. составила в 2015 году выручка Mail.Ru Group в сегменте «социальные сети» (включает «Одноклассники» и «Мой мир»)
Источник: данные компании
Mail.Ru Group отмечала в своем отчете, что обмен сообщениями в «Одноклассниках» — вторая по популярности функция соцсети (после видео — холдинг называет «Одноклассники» вторым по популярности видеосервисом в России по количеству просмотров видео, ссылаясь на данные comScore).
В 2015 году «Одноклассники» сделали общение «более удобным и веселым», отмечал холдинг: в функционал для отправки сообщений в соцсети были добавлены новые стикеры, текстовый поиск по сообщениям и групповые чаты, как в версии для десктопа, так и в приложениях. Такие продукты, как «Стикеры» и «Подарочки» (так называемая категория IVAS — встроенные покупки в приложениях), являются для «Одноклассников» стабильным источником дохода. Всего в 2015 году Mail.Ru Group заработала на IVAS 12 млрд руб. (около 34% в структуре выручки), отдельно по «Одноклассникам» данные не раскрывались. В 2014 году доходы одних только «Одноклассников» от встроенных покупок составили 4 млрд руб., писал РБК.
Финансовые результаты отдельно по «Одноклассникам» Mail.Ru Group не публикует. Выручка сегмента «социальные сети» холдинга («Одноклассники» и «Мой мир» без «ВКонтакте») в 2015 году составила 14 млрд руб., EBITDA — 10,2 млрд руб., доходность по этому показателю — 72,6%. «ВКонтакте» за 2015 год получила доход 6,2 млрд руб., EBITDA соцсети составила 3 млрд руб., доходность по этому показателю — 49,3%.
Рецепт Цукерберга
«Пионером» в выделении мессенджера в отдельное приложение стала крупнейшая социальная сеть в мире Facebook. В августе 2014 года компания отделила от основного приложения соцсети сервис Facebook Messenger, спровоцировав всплеск недовольства пользователей. Как отмечал портал Mashable в материале «11 причин, по которым мессенджер Facebook — ужасная идея», Facebook фактически заставила аудиторию установить дополнительное приложение и перейти к модели переключения между соцсетью и мессенджером, недоступными одновременно на экране смартфона. К тому же незадолго до запуска Facebook Messenger соцсеть Марка Цукерберга выложила $19 млрд за другой популярный мессенджер — WhatsApp, напоминал Mashable.
Цукерберг, в свою очередь, объяснял, что к «непростому решению» о выделении мессенджера в отдельное приложение соцсеть подтолкнуло понимание того, насколько важной функцией становится мобильная переписка. В странах, где Facebook пользуется высокой популярностью, около 85% населения использовали соцсеть, однако 95% из них отправляли сообщения при помощи СМС, приводил пример основатель Facebook. По его мнению, «на мобильном устройстве каждое приложение должно фокусироваться вокруг одной функции, которую оно хорошо исполняет». На момент запуска Facebook Messenger пользователи Facebook ежедневно отправляли 10 млрд сообщений. В некоторых странах через мессенджер стала возможна отправка денег прямо через переписку.
В начале 2016 года администрация Facebook посвятила отдельный пост мессенджеру: вопреки скептическим прогнозам месячная активная аудитория Facebook Messenger на начало года превысила отметку 800 млн человек. Facebook запустила в мессенджере ряд новых функций, в том числе голосовые и видеозвонки, представила различные функции для бизнеса, который может с помощью мессенджера взаимодействовать с клиентами. В апреле этого года Цукерберг объявил о запуске платформы на базе мессенджера, где сторонние разработчики смогут создавать чат-боты — программы-«консультанты», которые умеют реагировать на стандартные запросы и команды пользователей. Они упростят для аудитории процедуру заказа товаров и услуг, а для бизнеса откроют новую большую платформу сбыта, объяснял Цукерберг. Facebook Messenger по итогам 2015 года стал самым скачиваемым мобильным приложением в США, к середине апреля аудитория сервиса выросла до 900 млн пользователей. Цукерберг озвучил общее число сообщений, которые пользователи ежедневно отправляют через мессенджеры, принадлежащие корпорации, — Facebook Messenger и WhatsApp: этот показатель достиг 60 млрд сообщений. Для сравнения, аналогичный показатель для СМС-сообщений в мире составляет 20 млрд, отметил основатель Facebook.