«Дуров на шаг впереди»: западные СМИ о блокировке Telegram
The New York Times, США
«Надзорный орган [Роскомнадзор] получил разрешение московского суда на блокировку приложения в пятницу (16 апреля. — РБК). Однако беспрецедентная и неуклюжая попытка выполнения блокировки, которая началась в понедельник, встретила широкомасштабный отпор после того, как стали ясны ее последствия.
<...>
Российское правительство уже несколько лет пытается заставить лидеров на рынке коммуникаций хранить информацию на серверах в России и предоставлять к ней доступ службам безопасности. Также не исключен вариант, при котором Россия отключится от глобального интернета и создаст свою собственную сеть.
Интернет-эксперты считают, что в действительности российские власти хотят иметь рычаг для регулирования интернета и блокирования того, что им не нравится».
Решение о блокировке Telegram было принято 13 апреля Таганским судом Москвы из-за отказа руководства мессенджера передать ФСБ ключи для дешифровки переписки в соответствии с российским законодательством. Основатель мессенджера Павел Дуров назвал эти требования противоречащими Конституции.
16 апреля Роскомнадзор начал блокировку сервиса, что привело к перебоям в работе интернет-компаний, чьи хостинги располагались на тех же IP-адресах, куда перемещался Telegram. В результате пользователям оказались недоступны некоторые сервисы Amazon и Google.
The Wall Street Journal, США
«Безуспешные попытки российских властей заблокировать Telegram и непреднамеренные последствия этих попыток в значительной степени продемонстрировали, на что готов пойти Кремль, чтобы увеличить свой контроль над интернетом, одним из последних оплотов свободы слова в России.
<...>
В стране, где телевидение контролируют дружественные Кремлю компании, интернет — главная площадка для высказывания оппозиционных политиков, в том числе Алексея Навального и его сторонников.
Российское правительство, напуганное протестами в России и на Украине, во время которых интернет был главным средством распространения информации, стало подавлять свободу в Сети. Власти вынудили блогеров регистрироваться в качестве средств массовой информации, требуют, чтобы сайты социальных сетей хранили пользовательские данные в стране, и принимают законы, согласно которым мессенджеры должны предоставлять доступ ФСБ ко всем сообщениям пользователей».
Forbes, США
«Российское правительство закрыло мессенджер Telegram, которому отдают предпочтение анархо-либертарианцы из криптовалютного мира, разъезжающие по всему свету. Фанатов данного приложения эта новость не очень-то расстроит. На самом деле это даже плюс. Она доказывает, что создатель мессенджера Павел Дуров выстоял в сражении с главной российской спецслужбой ФСБ, которая требовала, чтобы он раскрыл ключи шифрования.
<...> Если бы Telegram отдала ключи к своему каналу связи, в мире криптовалюты это было бы равноценно передаче кодов от своих сейфов с деньгами.
<...> «Свобода интернета сегодня важна как никогда. Россия блокирует Telegram, что является очередным примером посягательства на основные свободы, такие как свобода частного общения. Но люди дают отпор», — говорит учредитель и генеральный директор компании-провайдера виртуальных частных сетей VPN AnchorFree Давид Городянский. Приложение компании за первые сутки после блокировки мессенджера в России стали скачивать в 14 раз чаще.
«Людям нужна конфиденциальность… и они хотят держаться подальше от крупных корпораций и государственной власти», — считает он».
Der Spiegel, Германия
«Ни над одним российским ведомством сегодня не смеются так, как над Роскомнадзором. Речь идет об основанной в 2007 году Владимиром Путиным службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, которая пытается отнять у россиян то, благодаря чему они чувствуют себя свободными, — мессенджер Telegram. Telegram — история успеха «сделано в России» без нефти и газа. Однако российское правительство увидело в нем источник проблем.
<...>
Данный случай продемонстрировал следующее: российские власти продвинулись не так далеко, как китайцы, в том, что касается блокировки любого контента с критикой государства. Однако они тренируются. Уже было объявлено о проведении проверки Facebook до конца 2018 года: если компания будет отказываться от сотрудничества с ФСБ, в том числе относительно перевода своих серверов в Россию, Роскомнадзор захочет блокировать и Facebook. А затем и Twitter. Возможно, и YouTube. Но для начала нужно справиться с Тelegram».
Financial Times, США
«Эта задача (блокировка Telegram. — РБК) оказалась для Роскомнадзора невыполнимой. В результате действий ведомства пострадали сотни интернет-сайтов, никак не связанных с мессенджером. В то же время Telegram продолжал работать как обычно, умело перенаправляя свой трафик.
<...> На данный момент Дуров на шаг впереди (российских властей. — РБК)».
Independent, Великобритания
«Кремль столкнулся с неприятной действительностью: интернет оказался сильнее его тяжелого кулака. Но многие боятся, что самые страшные последствия еще наступят.
<...>
Россия может продолжать бессистемные попытки блокировки IP-адресов. Но чтобы они наконец-то стали эффективными, придется получить согласие Apple и Google, например, для блокировки уведомлений, которые приложение использует для того, чтобы перемещаться на новые серверы. В 2016 году компании уже сотрудничали с Кремлем, блокирующим куда менее популярное приложение LinkedIn, удалив приложение, но пока непонятно, пойдут ли они на это при более противоречивых обстоятельствах».