«Саша умеет слушать»: чего ждать от нового гендиректора «Яндекс» в России
Давно решили
До сих пор Аркадий Волож был дважды гендиректором — зарегистрированной в Нидерландах головной Yandex N.V. и российского ООО «Яндекс». Но о необходимости найти топ-менеджера, который будет управлять российским бизнесом, в «Яндексе», как уверяют в пресс-службе компании, говорили еще с 2010 года.
За эти годы рассматривались разные кандидатуры, рассказывает директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков. Три источника, близких к компании, говорят, что наиболее вероятным претендентом был директор «Яндекса» по проектам Дмитрий Иванов, работающий в компании с 2003 года, но он якобы отказался. Иванов не подтвердил и не опроверг эту информацию. «Я всегда любил делать пользовательские продукты, как говорил Илья Сегалович, «сервисы для людей». Помогать коллегам создавать из программного кода и интерфейсов сервисы, которые позволяют миллионам людей решать свои задачи, получать новые возможности и в конечном счете улучшать уровень жизни, — моя любимая работа, другой я не ищу», —сказал РБК Иванов. Он, по собственным словам, продолжит заниматься координацией продуктовой работы в «Яндексе», но будет плотно работать с Шульгиным над проектами, связанными, например, с планированием развития сервисов, бюджетированием и т.д.
Выбор Шульгина в «Яндексе» объясняют подходящим уровнем компетенций и доверием к нему со стороны команды. «Кандидатуру Саши мы долго обсуждали внутри и, когда идея дозрела, предложили кандидатуру на утверждение совета директоров», —рассказал вчера журналу Forbes Волож. «Это было общее решение команды руководителей компании. По сумме требований Саша больше всего подходил», — сказал РБК Иванов. Новым финансовым директором «Яндекса» станет Грег Абовски, который с 2013 года был вице-президентом компании по связям с инвесторами и корпоративному развитию.
Рекламная зависимость
Волож с сентября будет отвечать за бизнес группы в целом. У него, как поясняют в пресс-службе «Яндекса», появится больше времени для «поиска новых бизнес-моделей, новых рынков и сфер применения технологий поисковика». Какие именно бизнес-модели разрабатываются, в компании не говорят. Сам Волож в беседе с Forbes новыми проектами назвал бизнес в Турции (на этот рынок компания вышла в 2011 году) и big data (обработка больших массивов данных). Про то, что «Яндекс» изучает возможности, как можно применить опыт по работе с большими объемами данных в других отраслях, Волож говорил еще в феврале журналу «Секрет фирмы».
Технологии «Яндекса» могут быть применены далеко не только в поиске, соглашается его бывший коммерческий директор Лев Глейзер (покинул компанию в октябре прошлого года). Он приводит в пример «Яндекс.Карты» с собственным нелицензированным движком. Это система массового сбора данных, их обработки и представления — такую возможность имеют только десять компаний в мире, указывает Глейзер. По его мнению, компания, способная агрегировать терабайт данных, необязательно в будущем будет монетизироваться только через рекламу.
После того как поисковик передал Сбербанку контроль над платежной системой «Яндекс. Деньги», его фактически единственным источником дохода осталась реклама. По итогам первых шести месяцев этого года контекстная реклама (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) обеспечила 92,5% всей выручки, медийная (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) — 6,5%. Еще 1% пришелся на «другие» источники дохода (в основном от «Яндекс.Музыки» и «Яндекс.Такси» - полный перечень компания не предоставляет). Доля «Яндекс.Маркета» в выручке компании отдельно не раскрывается.
Волож давно хотел уйти от оперативного управления в том числе и потому, что бизнес «Яндекса» как российского поисковика уже состоялся, считает Глейзер. «С высокой долей вероятности он будет создавать бизнес нового типа, связанный с IT. Ему интересно строить, а возможности для строительства бизнеса «Яндекса» в России, мягко говоря, ограниченны», — указывает собеседник РБК, напоминая, что у поисковика и так давно самая большая доля на рынке. В июле доля «Яндекса» в общих поисковых запросах превышала, по данным LiveInternet, 60,5%, тогда как у Google была 29,7%, а у Mail.ru — 7,3%. Зато в Турции, по данным ComScore на январь этого года, на «Яндекс» приходилось только 4%. Компания присутствует также в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Но все зарубежные страны по итогам 2013 года обеспечили лишь 7% рекламной выручки «Яндекса».
Программист над программистами
Шульгин пришел в «Яндекс» в 2010 году, а весной 2011-го при его участии компания провела IPO на NASDAQ. До этого Шульгин с 1997 года работал на различных позициях в качестве финансиста в Coca-Cola Hellenic, а в 2007-м стал финансовым директором ее российского подразделения.
Шульгин настаивает, что ему важно сохранить ценности и свойства компании: «Мы стремимся делать продукты, которыми можно гордиться, которые можно рекомендовать своим друзьям. Для создания таких продуктов нужен творческий подход, открытое обсуждение вопросов». «Саша умеет слушать и учиться у других специалистов, здесь рисков нет», — уверен Иванов. Он напоминает, что все важные решения по управлению бизнесом на всех рынках, в том числе в России, по-прежнему в компетенции Воложа и, по сути, программистами по-прежнему будет руководить программист. Структура компании, как уверяют в пресс-службе «Яндекса», не изменится: сохранится горизонтальная система управления. За развитие поиска по-прежнему будет отвечать Роман Чернин, за медиасервисы — Дмитрий Степанов, а Иванов будет осуществлять координацию между основными направлениями. Кадровые решения не должны сказаться на бизнесе «Яндекса», это формальное решение, которое давно назрело, считает аналитик Sberbank CIB Анна Лепетухина.
Выручка «Яндекса» в первом полугодии выросла на 34%, до 23 млрд руб., скорректированная EBITDA — на 16%, до 9 млрд руб., чистая прибыль снизилась на 2%, до 5 млрд руб. Крупнейшие акционеры — Аркадий Волож (10,4% экономического интереса и 35,6% голосов), фонды Baring Vostok Private Equity (6,1 и 18,4% соответственно), Владимир Иванов (4 и 11,2%), фонды семьи Оппенгеймер (7,7 и 2,63%). У Сбербанка «золотая акция». Капитализация на NASDAQ вчера — более $9,4 млрд.