«Яндекс» научился привязывать прогноз погоды к адресу пользователя
«Яндекс» будет давать прогноз погоды отдельно по районам города и даже по отдельным домам. Строить «точечный» прогноз в сервисе «Яндекс.Погода» позволит новая технология «Метеум», основанная на машинном обучении. Об этом представители интернет-компании объявили сегодня, 26 ноября, на презентации новой технологии.
В основе прогноза лежат данные, полученные с метеостанций и других источников, которые прямо или косвенно указывают на погодные условия, затем эти данные обрабатываются с применением традиционных метеорологических моделей «Метеума». Получать первичные данные сервис будет у ФГБУ «Гидрометцентр России» и финского поставщика метеоданных Foreca, с которым заключил для этого специальные соглашения. Кроме того, «Яндекс» сам получил в России лицензию на предоставление данных о погоде и планирует в будущем собирать данные с барометров в смартфонах пользователей.
Обработка промежуточных данных с помощью технологии машинного обучения позволяет, с одной стороны, сократить время на воспроизведение уже известных законов природы, а с другой — учитывать локальные особенности, объясняют в компании. «Метеум» также более 140 тыс. раз за день сравнивает свой прогноз с фактической погодой, чтобы повысить точность своих прогнозов.
Пользователь «Яндекс.Погоды» будет получать новый прогноз каждый раз при обращении к сервису. Он будет определять местоположение человека в текущий момент и показывать прогноз погоды для этого места. Однако через «Яндекс.Погоду» можно будет также указать другое место в городе и интересующее время, и сервис просчитает метеопогодные условия по сформированному запросу. В том случае, если прогноз не совпадет с реальной погодой за окном, пользователь сможет сообщить об этом и, как обещают представители «Яндекса», «Метеум» в будущем сможет улучшить точность предсказаний.
«Для пользователей сама «Яндекс.Погода» всегда была и будет бесплатной, — говорит пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, — сервис давно монетизируется за счет рекламы и является прибыльным».
Обновленная технология прогнозирования погоды «Яндекса» уже используется в анонсированном в октябре проекте «Яндекс для медиа». «Яндекс для медиа» — это сервис, в котором роботы пишут короткие новостные сообщения о пробках, погоде и других событиях, информация о которых может быть обработана и представлена в виде текста с помощью автоматических алгоритмов. До этого «Яндекс для медиа» использовал партнерский прогноз, говорит представитель «Яндекса» Залина Богазова.
Кроме того, возможно, новая технология «Метеум» будет использована специалистами Yandex Data Factory при решении практических бизнес-задач с помощью анализа больших данных.
Пока усовершенствованный сервис «Яндекс.Погода» будет в тестовом режиме доступен в 36 российских регионах. Планируется, что в 2016 году он заработает по всей России. Обновленная «Яндекс.Погода» доступна как в десктопной версии сервиса, так и в мобильных приложения для iOS и Android.