Звонок стратегу: телеком-компании ищут новые «точки роста»
Задуматься о новых стратегиях своего развития российским телеком-компаниям приходится из-за замедления темпов роста в основных сегментах. Доходы операторов от традиционных услуг стагнируют, так как рост абонентской базы замедлился из-за и так уже высокого проникновения, поясняет директор практики по оказанию услуг компаниям в области телекоммуникаций, информационных технологий и СМИ PwC в России Григорий Сидоров. Особенно это касается крупных городов с населением более 500 тыс. человек. ARPU (среднемесячная выручка одного абонента. — РБК) не растет из-за высокой конкуренции. «При этом развиваются коммуникационные и контентные ОТT-игроки (over the top — сервисы, не привязанные к определенному оператору, например в телефонии — Skype, в ТВ-вещании — интернет-кинотеатры и т.д. — РБК), которые частично конкурируют с операторами. В этой ситуации акционеры и высшее руководство операторов вполне естественно уделяют существенное внимание актуализации долгосрочных стратегий развития и поиску точек роста», — считает Григорий Сидоров. По данным ACM-Consulting, по итогам 2015 года общее количество абонентов сотовой связи в России выросло на 4,8% по сравнению с показателем 2014 года. По итогам второго квартала 2016 года показатель вырос на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом мировые игроки раньше почувствовали этот тренд и начали искать новые для себя направления. Некоторые из них решили выходить в сегменты электронной коммерции, обратили внимание на направления Fintech (финансовые технологии), ИКТ и даже utilities (поддержание вспомогательной инфраструктуры для сетей, например электроэнергетики). Сейчас компаниям необходимо актуализировать стратегии с учетом таких направлений, как BigData («большие данные»), IoT (интернет вещей), Fintech, электронная коммерция, облачные технологии, полагает собеседник РБК.
Интернет вещей и бесплатная связь
Вопрос о стратегии группы МТС на 2017–2019 годы был в повестке заседания совета директоров 15 сентября. В пресс-службе МТС сообщили, что компания приняла обновленную стратегию, но детали документа намерена представить позднее.
У МТС в этом году истекает срок действия стратегии «3Д», основанной на трех направлениях: «данные», «дифференциация» и «дивиденды». Одну из составляющих прежней стратегии МТС обновила в апреле: компания приняла новую дивидендную политику, установив минимальный (20 руб.) и целевой (25–26 руб.) уровень выплат на акцию по итогам календарного года.
Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович полагает, что МТС в обновленной стратегии отразит такие направления развития, как интернет вещей, финансовые услуги, совместные проекты с интернет-компаниями. По его мнению, компания продолжит экспериментировать с идеей бесплатных услуг для абонентов. Президент МТС Андрей Дубовсков в мае говорил, что в перспективе операторы должны перестать брать деньги с клиентов. «Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей. Это и сотовая связь, стриминг, все что угодно. Все, что мы ему даем, должно быть бесплатно», — говорил он, выступая на конференции «Телеком-2016». В октябре МТС уже объявила, что предоставит пользователям бесплатный доступ к онлайн-кинотеатрам, интернет-магазинам, облачным хранилищам и социальным сетям. Стоимость трафика при этом должны оплачивать сами интернет-сервисы, посещаемость которых растет за счет абонентов МТС.
До конца года новую стратегию представит и «МегаФон», заявлял ранее финансовый директор компании Геворк Вермишян. Документ принимается на фоне смены гендиректора — в конце июня на эту должность вернулся Сергей Солдатенков, который уже руководил оператором в 2003–2012 годах. Новый гендиректор намерен вернуть финансовые показатели «МегаФона» к росту, сообщал аналитик Renaissance Capital Александр Казбеги после встречи с Сергеем Солдатенковым в июне. По итогам 2015 года выручка «МегаФона» сократилась на 0,4%, до 313,4 млрд руб., против 6-процентного роста в 2014 году. Оператор должен больше внимания уделять новым партнерствам и корпоративному бизнесу, в особенности услугам для госорганов (B2G), рассказывал на той встрече Солдатенков. Также он намеревался реформировать ретейл, чтобы повысить качество новых подключений и снизить годовой отток абонентской базы до 35% с нынешних 50%. В течение трех лет компания планирует сократить свою розничную сеть на 25–40%, до 2,5–3 тыс. салонов, писали аналитики UBS.
Еще одним новым элементом стратегии «МегаФона» должна стать новая опционная и дивидендная программы. В частности, прежняя дивидендная политика была принята во время IPO компании в 2012 году и, по мнению финансового директора «МегаФона» Геворка Вермишяна, устарела.
Соответствовать постоянным изменениям на рынке старается и Т2 РТК Холдинг (бренд Tele2), причем, по словам источника РБК, стратегия оператора пересматривается ежегодно. Собеседник пояснил, что эта практика существует еще со времен, когда компанией владела шведская Tele2. В июне гендиректор Т2 РТК Холдинга Сергей Эмдин говорил, что оператор откажется от модели дискаунтера и перейдет к модели lifestyle enabler. По его словам, оператор по-прежнему будет стараться предлагать клиентам «лучшую цену», однако акцента на демпинг больше не будет. В пресс-службе Т2 РТК Холдинга отказались прокомментировать содержание модели lifestyle enabler и сроки принятия очередной стратегии.
Не только mobile
Искать новые пути для развития вынуждены и игроки из других сегментов телекоммуникационного рынка. В частности, «дочка» РЖД — «Транстелеком» (ТТК) — в середине октября выбрала на конкурсе компанию, которая будет разрабатывать ей стратегию. Победителем стало входящее в PwC «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование»: стоимость контракта — 22,5 млн руб. с учетом НДС, согласовать стратегию с заказчиком и РЖД консультант должен до 31 января 2017 года. В материалах к конкурсу указывалось, что среди направлений развития ТТК, которые необходимо проработать: предоставление инфраструктуры партнерам, цифровые сервисы, а также реализация комплексных интеграторских проектов на 2017–2021 годы. С одной стороны, РЖД неоднократно заявляли о желании продать ТТК как непрофильную компанию. Однако в этом случае основной актив оператора, магистральная сеть, останется в собственности монополии. Еще одна причина для поиска новой стратегии, по мнению гендиректора агентства «ТМТ консалтинг» Константина Анкилова, заключается в том, что основные для ТТК рынки — магистральной связи и ШПД — сейчас почти не растут.
Во втором квартале новую стратегию приняла и ГК «Акадо», рассказал РБК представитель пресс-службы компании. Основные направления новой стратегии — запуск интерактивной цифровой ТВ-платформы, развитие услуг и сервисов для корпоративных клиентов и госструктур. Так же как и у ТТК, темпы роста основных для «Акадо» рынков — ШПД и платного телевидения — замедлились.
В «ТМТ Консалтинге» предварительно прогнозируют, что количество абонентов ШПД в этом году вырастет чуть больше, чем на 3%, тогда как по итогам 2015 года темпы составляли 3,6%, число абонентов платного ТВ увеличится на 2,7 вместо 3,7% в прошлом году.