«Коммерсантъ» узнал о сокращении поставок МС-21 из-за двигателей из США
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) не смогла получить от американской корпорации Pratt&Whitney большую часть двигателей для самолетов МС-21, из-за чего сократила план по поставкам самолета МС-21, сообщает «Коммерсантъ».
По словам источников газеты, ОАК успела получить всего два комплекта американских двигателей для двух опытных образцов МС-21, хотя по заключенным ранее контрактам должна была получить восемь единиц за $101 млн.
МС-21 — это пассажирские самолеты среднемагистрального класса, «ориентированные на самый массовый сегмент мирового рынка», говорится в описании на сайте производителя. Модификация МС-21-300 позволяет перевозить от 160 до 211 пассажиров, а модификация МС-21-200 — от 130 до 176 человек.
В конце 2021 года самолет получил базовый сертификат, в декабре он совершил первый полет с российским композитным крылом. Самолет МС-21 планировалось поставлять заказчикам с американским двигателем, версия с российским двигателем ПД-14 сейчас проходит летные испытания.
Конкуренты МС-21 — европейские самолеты семейства Airbus A320 neo и американские Boeing 737 MAX (не допущены для полетов в России).
Мантуров также говорил, что детали самолета МС-21 иностранного производства планируется полностью заместить, серийное производство с российскими деталями планируется начать с 2024 года. По данным «Коммерсанта», оплаченные двигатели для МС-21 получит авиакомпания «Россия» (входит в «Аэрофлот»).
В Минпромторге не ответили «Коммерсанту», ОАК не прокомментировала публикацию.
Источники газеты в авиационной промышленности опасаются, что с эксплуатацией МС-21 с импортными двигателями в условиях санкций могут возникнуть проблемы. Основное преимущество конструкции редукторного двигателя Pratt&Whitney, исходно разработанного к 2010 году для A320, заключается в 15-процентной экономии топлива в сравнении с турбовентиляторным двигателем, поясняет издание.
Однако во время эксплуатации двигателей на других самолетах выявили систематические проблемы, в том числе дефекты у 30% двигателей, установленных на самолетах A320 neo, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Агентства авиационной безопасности Европейского союза (EASA). В российской авиакомпании S7, которая эксплуатировала этот тип самолетов, тогда заявляли, что проблемы их не коснулись. Но, по словам источников «Коммерсанта», у двигателей Pratt&Whitney в российском парке были «серьезные технические проблемы, не влияющие на безопасность полетов, но мешавшие нормальной регулярной эксплуатации», связанные с работой подшипников, коробок проводов и компонентов, установленных на двигатель. Чтобы научиться обслуживать такие двигатели, российским компаниям понадобится от двух лет, считают собеседники газеты. «Коммерсантъ» направил запрос в S7.
Евросоюз 26 февраля ввел санкции против РФ в связи с военной операцией на Украине. В соответствии с ними запрещено поставлять в Россию гражданские самолеты и запчасти, оказывать услуги их техобслуживания и страхования. Санкции также запрещают поставки в Россию систем и комплектующих, необходимых для производства авиатехники.