Стали известны аргументы для признания Meta экстремистской организацией
Суд разъяснил, что признание Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, запрещенной в России экстремистской организацией, не должно отразиться на обычных пользователях.
«Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов» Meta физическими и юридическими лицами, не принимающими участия в запрещенной законом деятельности, говорится в решении Тверского суда Москвы, опубликованном 28 марта.
Неделю назад, 21 марта, этот суд признал деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., экстремистской и запретил их на территории России. Вынести такое решение просили Роскомнадзор и Генеральная прокуратура, после того как 10 марта агентство Reuters опубликовало внутреннее письмо Meta, в котором сообщалось, что компания временно снимает в своих соцсетях запрет для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию в отношении российских граждан, в том числе военнослужащих.
Из документа суда следует, что решение о признании Meta экстремистской организацией было принято из-за того, что компания в течение длительного времени нарушала российское законодательство в сфере борьбы с экстремизмом. Среди приведенных примеров следующие.
- В марте 2016 года в Instagram были размещены изображения нацистской символики и атрибутики, а также аннотация, пропагандирующая книгу «Моя борьба», а в июле 2020 года Юргамышский районный суд Курганской области признал эту публикацию запрещенной на территории России.
- В январе 2020 года Центральный районный суд Новосибирска признал экстремистским видеоролик «Упадок уммы и средства выхода из него», размещенный в Facebook, в котором пропагандировались жестокость, насильственные действия в отношении представителей органов государственной власти и правоохранительных органов.
В решении суда отмечается, что Роскомнадзор направлял Instagram и Facebook уведомления о необходимости удалить указанную информацию с платформ, но они игнорировались. Кроме того, соцсети оставили без внимания «многочисленные законные требования Роскомнадзора об ограничении доступа к публикациям, содержащим информацию с призывами к участию граждан в несогласованных массовых акциях и массовых беспорядках» в период проведения выборов в Госдуму осенью 2021 года.
Представитель Meta на судебном заседании заявил, что компания 12 марта уточнила свою политику в отношении дискриминационных высказываний. Он настаивал, что политика компании не допускает призывов к насилию в отношении российских гражданских лиц и что она не допускает дискриминации в отношении российских СМИ, но компания полагает, что вправе отмечать СМИ по всему миру, которые находятся под полным или частичным контролем правительств соответствующих государств, а также платные публикации, чтобы «помочь пользователям лучше представлять, кто стоит за новостными публикациями». Однако суд посчитал, что эти заявления имеют декларативный характер и их единственная цель — «избежать ответственности за осуществление экстремистской деятельности».
Facebook заблокирован в России с 4 марта, а Instagram — c 14-го. Ранее эксперты поясняли РБК, что пользователей, которые публикуют контент в Instagram и Facebook, в том числе применяя VPN-сервисы, которые позволяют обходить блокировку, нельзя будет приравнять к пособникам экстремизма. Единственное исключение — если посты будут содержать нарушающий закон контент. При этом то, что касается оплаты продуктов Meta (размещение рекламы, осуществление каких-либо платежей в пользу корпорации), может трактоваться как «финансирование экстремизма».
На еще один продукт Meta — мессенджер WhatsApp — решение российского суда не распространяется.