«Яндекс» сократил прибыль из-за аренды в долларах и зарплат программистам
В январе—марте 2015 года поисковик заработал 12,3 млрд руб. – на 13% больше, чем в тот же период прошлого года. В начале 2014 года выручка компании росла быстрее: на 36%, до 10,9 млрд руб., по сравнению с 2013 годом. Операционная прибыль поисковика за квартал упала на 45%, до 1,5 млрд руб., чистая прибыль — на 21%, до 2,1 млрд руб., а скорректированная чистая прибыль — на 12%, до 2,24 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA тоже уменьшился — на 12%, до 3,6 млрд руб.
Из-за макроэкономической ситуации «Яндекс» не рассчитывает на значительный рост и во втором квартале. По расчетам компании, выручка составит 13,2–13,7 млрд руб. (против 12,2 млрд руб. во втором квартале 2014 года).
Большую часть выручки (93% в первом квартале) «Яндексу» принесла контекстная реклама: ее продажи выросли на 14%, до 11,45 млрд. Баннерная реклама, чувствительная, как сообщается в отчете, к макроэкономическим факторам, продавалась хуже: выручка от этого сегмента упала на 16%, до 606 млн руб. Ее доля в общей структуре доходов составляет менее 5%. Наиболее динамично развивался сегмент «другие доходы» (основную долю в нем занимает «Яндекс.Такси», зарабатывающий на комиссии с партнеров): эти доходы выросли на 163%, до 276 млн руб. Но пока их доля в общей выручке только 2,2%.
Такси вывозит
Выручка «Яндекс.Такси» в январе—марте 2015 года утроилась по сравнению с тем же периодом прошлого года, заявил гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин на телефонной конференции с аналитиками по итогам первого квартала.
«Сервис «Яндекс.Такси» в первом квартале показывал хорошие результаты. Мы улучшили качество, вышли в новые регионы, сохранив самое быстрое для таких сервисов время подачи. В результате выручка «Яндекс.Такси» выросла более чем втрое по сравнению с первым кварталом прошлого года», — сказал Шульгин. Абсолютные цифры он не раскрыл.
«Яндекс.Такси» монетизируется за счет комиссии с таксопарков. Компания не раскрывает ее точный объем. В декабре 2014 года она составляла 9% выручки, рассказывали РБК менеджер компании, работающей на рынке такси, и источник, близкий к «Яндексу».
Основные конкуренты «Яндекс.Такси» — сервис израильского предпринимателя Шахира Вайсера GetTaxi и американский Uber — тоже живут за счет комиссии. GetTaxi в декабре 2014 года брал с таксопарков стандартные 15% без НДС, или около 17,7% с НДС. Водители могли добиться меньшего объема комиссии: например, 12% без НДС за то, что они оклеят все машины логотипами компании. Uber в России берет фиксированные 20% с водителей и с транспортных компаний, рассказывали РБК представители сервиса в декабре прошлого года.
Мобильное приложение для вызова автомобилей онлайн «Яндекс.Такси» работает с октября 2011 года. Его конкуренты GetTaxi и Uber появились на российском рынке позже: в 2012 и 2014 году соответственно. Изначально «Яндекс» не брал комиссию с таксопарков и расширял базу партнеров: за первый год агрегатор привлек 10 тыс. водителей и сократил время подачи такси до рекордных 10 минут. Сегодня время подачи составляет 5–7 минут.
В 2012 году он стал платным. Также в 2012 году у приложения появилась версия для стационарных компьютеров (десктопов) taxi.yandex.ru. «Яндекс.Такси» работает на платформах iOS, Android и Windows Phone. Объявляя о релизе новой версии приложения для Android 1 апреля 2015 года, компания заявила, что каждый день через «Яндекс.Такси» совершается более 200 тыс. заказов, а количество его установок достигло 2,8 млн человек.
На сотрудниках не экономит
На команды, работающие над продуктами, компания потратила в первом квартале 27,1% своей выручки. В начале 2015 года «Яндекс» нанял больше 60 новых программистов. За счет этого команда разработчиков выросла на 12%, до 3390 человек (данные на конец марта в сравнении с тем же периодом прошлого года). Кроме того, еще по итогам 2014 года представители компании заявляли, что некоторым разработчикам были увеличены зарплаты. В итоге расходы на продуктовые команды выросли в первом квартале на 67%, до 3,34 млрд руб. Квартал к кварталу команда поисковика в целом выросла на 9%, до 5603 человек.
Параллельно по настоянию совета директоров компания начала работу по оптимизации штата. Как сообщал РБК ранее, в «Яндексе» замораживают отдельные вакансии и увольняют часть сотрудников, в основном не работающих с кодом. В целом заложенную в бюджет на этот год сумму по зарплатам компания собиралась урезать на 10% — по расчетам РБК, в этом случае расходы на персонал должны составить в итоге около 11,2 млрд руб. Но это все равно больше прошлогодних расходов (в 2014 году расходы на персонал составили около 10 млрд руб., раскрывал «Яндекс»).
Снижение показателей прибыльности компания объясняет ростом расходов, которые увеличились на 47%, до 10,85 млрд руб., по сравнению с первым кварталом прошлого года. «Рост расходов вызван разными факторами, в том числе увеличением зарплат разработчикам и увеличением стоимости аренды помещений. Напомним, в мае 2014 года мы начали платить за аренду дополнительных 18 тыс. кв. м московского офиса и аренда номинирована в долларах», — уточнила пресс-служба.
Стоимость аренды «Яндекс» отдельно не выносит, но уточняет, что рост «других издержек» на 30%, до 996 млн руб., связан в первую очередь с расходами на персонал и аренду нового офиса.
Тем не менее чистая прибыль поисковика оказалась выше, чем предсказывали аналитики, опрошенные Интерфаксом. Консенсус-прогноз агентства предусматривал, что прибыль компании составит 1,77 млрд руб., EBITDA — 3,29 млрд руб.
На 14:10 мск капитализация «Яндекса» на Nasdaq снизилась на 1,94%, до $6,4 млрд.
Мобильные деньги
«Яндекс» теряет долю в поиске из-за конкуренции с Google на мобильных устройствах на Android. И тем не менее, в январе—марте 2015 года российскому поисковику удалось заработать на мобильном трафике 20% рекламной выручки, или 2,4 млрд руб.
«Значительно сократился разрыв между мобильным трафиком и монетизацией мобильного поиска. Серьезно растут темпы роста мобильной выручки. В первом квартале 2015 года доля мобильного поиска от поиска в целом составила 24,5%, в то время как выручка от мобильной рекламы выросла до 20%», — заявил на конференц-колле генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож.
Для сравнения: в первом квартале 2014 года мобильный трафик у «Яндекса» составил 18% от поиска в целом, мобильная выручка — 13%.
Рост мобильной выручки гендиректор российского «Яндекса» Александр Шульгин на звонке с аналитиками объяснил большим интересом со стороны рекламодателей и новыми инструментами, предложенными в начале года. По его словам, в сервисе для размещения контекстной рекламы «Яндекс.Директ» появилась возможность задавать коэффициент ставки по ключевым словам для показов рекламных объявлений на мобильных устройствах. «Теперь рекламодатели могут назначать отдельные ставки за клик для переходов с мобильных устройств и варьировать коэффициент этих ставок от минус 50% до плюс 300% своей ставки на десктопе по той же фразе», — сказал он. Кроме этого Шульгин обратил внимание на обновления в инструменте аналитики «Яндекс.Метрика», за счет которых, по его словам, рекламодатели смогли повысить кликабельность своих объявлений на мобильных устройствах.
«В то же время мы экспериментировали с количеством объявлений в поисковой выдаче на мобильных устройствах», — добавил Шульгин.
По данным LiveInternet, приведенным в отчете компании, поисковая доля «Яндекса» в первом квартале составила 58,6%, Google — 33,1%. Для сравнения: в том же периоде 2014 года «Яндексу» принадлежало 59,7% поиска, Google — 31,6%.