Сбербанк и Mail.ru Group решили инвестировать в сервис аренды самокатов
О том, что «О2О Холдинг» — совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group — ведет переговоры о покупке доли в сервисе аренды электросамокатов и велосипедов URent, РБК рассказали три источника, близких к сторонам сделки. По словам одного из них, на текущем этапе речь идет о покупке 10% сервиса, по словам второго — «о небольшой доле», но впоследствии «О2О Холдинг» может выкупить до 100% компании.
В рамках сделки, весь URent был оценен в 700 млн руб., отметил один из собеседников РБК. Возможность аренды велосипедов и электросамокатов из URent будет интегрирована в приложение «Ситимобила», в результате чего оно станет «транспортным супераппом» (super app, суперприложение. — РБК), рассказали два собеседника.
Представители Mail.ru Group, «Ситимобила» и URent отказались от комментариев, представитель Сбербанка заявил, что «не комментирует рыночные слухи».
ООО «Юрентбайк.ру» (головная компания URent) было зарегистрировано в начале 2018-го в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым. Сам сервис был запущен в конце того же года на юге страны. Весной 2019 года URent привлекла 150 млн руб. от пула частных инвесторов, среди которых были создатели приложения «Сравни Такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. Компания планировала направить привлеченные средства на запуск сервиса в Москве и других крупных городах России. Сейчас услуга аренды самокатов доступна пользователям более чем в 20 городах России, в том числе с лета этого года — в столице. К концу сезона пользователям сервиса будут доступны для аренды более 12 тыс. самокатов по всей стране, обещали представители URent. По данным СПАРК, 66,43% «Юрентбайк.ру» принадлежит Ольге Стефанюк, 19,75% — Андрею Азарову, 7,25% — Михаилу Гейшерику, 6,57% — Андрею Калинину. Выручка в 2019 году — 88 млн руб., чистая прибыль — 10,9 млн руб.
Сколько катаются на самокатах
За сезоны 2018–2019 годов только в Москве пользователи сервисов аренды самокатов совершили более 540 тыс. поездок, говорилось на официальном сайте мэрии Москвы. В 2020 году число поездок должно вырасти до 1 млн, а общее количество самокатов в прокате достигнет 6 тыс., прогнозировали власти.
Опрошенные РБК эксперты неоднозначно отнеслись к возможности выхода СП Сбербанка и Mail.ru Group на рынок аренды самокатов. По словам аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, у подобных проектов неочевидные перспективы окупаемости. В то же время он отметил, что, поскольку рынок еще находится на этапе формирования, у крупных компаний есть возможность занять на нем лидирующие позиции. «Приход такого крупного игрока должен способствовать развитию рынка подобных услуг, прежде всего за счет расширения предложения и создания необходимой инфраструктуры, что в итоге должно привести в увеличению числа пользователей», — считает Беспалов.
Как пояснила Ульяна Смольская, представитель компании «Делимобиль», которая развивает сервис аренды самокатов наряду с каршерингом, на рынок проката самокатов очень сильно влияет сезонность, климатические условия, целевая аудитория, быстрая изнашиваемость парка и высокие расходы на техническое сопровождение и обслуживание. По ее словам, эти факторы ограничивают возможность масштабирования такого бизнеса и его эффективность. Она назвала подобный сервис в большей степени «имиджевой историей, когда под одним брендом собираются схожие сервисы, но не все они экономически привлекательны».
По мнению владельца венчурного фонда Typhoon Digital Development Олега Братишко, какого-либо значимого влияния на выручку СП покупка URent вряд ли окажет. «Но интеграция с URent может стать «фишкой» «Ситимобила», которому сейчас не хватает элементов фундаментального отличия от конкурентов. Кроме того, у компании появилась возможность зайти на рынок по относительно низкой цене, так как после пандемии многие сервисы аренды электроскутеров находятся в предбанкротном состоянии», — указал он.
При этом опрошенные РБК эксперты разошлись во мнении об эффективности создания единого приложения. Олег Братишко напомнил, что Uber в США еще в 2018 году начал предлагать аренду электросамокатов через приложение, «однако результаты услуги не показывают значительного интереса аудитории к такого рода объединениям». В свою очередь, аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин уверен, что интеграция URent с «Ситимобилом» «должна привести к увеличению количества пользователей за счет уже имеющейся базы приложения, а также, вероятно, за счет интеграции в экосистемы Сбербанка и Mail.ru Group, в том числе программы лояльности Combo».