Владеющую РЕН ТВ и СТС группу возглавит топ-менеджер «Газпром-Медиа»
Новым гендиректором Национальной медиа группы станет дочь одного из ее идеологовНациональная медиа группа, управляющая РЕН ТВ, «Пятым каналом», СТС, «Домашним», семейством телеканалов Discovery, Viasat, Sony Television и другими активами, объявила в пятницу, 29 января, о смене гендиректора. С 5 февраля вместо Ольги Паскиной, руководившей группой с 2016 года, должность гендиректора займет Светлана Баланова, говорится в сообщении Национальной медиа группы, поступившем в РБК.
Баланова известна прежде всего по работе в IBS, эту ИТ-компанию она возглавляла девять лет. Но в марте 2020 года, когда холдинг «Газпром-Медиа» возглавил Александр Жаров, Баланова стала его первым заместителем. Из сообщения «Газпром-Медиа» о назначении Балановой следовало, что она займется «цифровой трансформацией» этого холдинга.
«Газпром-Медиа» и Национальная медиа группа — конкурирующие между собой холдинги. При этом «Газпром-Медиа» с 2016 года принадлежит 7,5% головного АО «Национальная медиа группа».
Заявленная выручка Национальной медиа группы в 2020 году — 68,9 млрд руб. Другие финансовые показатели не раскрываются. По «Газпром-Медиа» пока есть только результаты за девять месяцев предыдущего года: выручка — 65,3 млрд руб., операционная прибыль — 1,7 млрд руб., чистый убыток — 120 млн руб.
Как изменилась Национальная медиа группа при Паскиной
Паскина была назначена гендиректором Национальной медиа группы в марте 2016 года, на этом посту она сменила Александра Орджоникидзе. Но еще в 2015-м Паскиной удалось изменить восприятие этого медиахолдинга, который ассоциировался и продолжает зачастую ассоциироваться с банком «Россия» и его основным акционером Юрием Ковальчуком.
В декабре 2014 года Паскина, бывший топ-менеджер «ПрофМедиа» и «Газпром-Медиа», была назначена вице-президентом американской медиагруппы Discovery Communications (сейчас просто Discovery, Inc.) в Северо-Восточной Европе и руководителем российского офиса. На тот момент в России все платные телеканалы, в том числе и семейства Discovery (Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и др.), потеряли право с 2015 года размещать в своих программах рекламу, что неминуемо означало падание доходов.
Кроме того, уже были приняты поправки в закон «О СМИ», которые с января 2016 года запрещали иностранцам владеть более 20% в компании-учредителе любого российского СМИ. Для Discovery это означало либо уход с российского рынка, либо поиск местного партнера.
Паскина тогда убедила штаб-квартиру Discovery выбрать в качестве местного партнера Национальную медиа группу. При этом банк «Россия» и лично Юрий Ковальчук на тот момент уже находились под санкциями США, что, например, с 2014 года частично парализовало управление холдингом «СТС Медиа», где у шведской Modern Times Group тогда было около 38%, а структур, связанных с банком «Россия», — около 25%.
Но если доля лица, попавшего под санкции, в компании меньше 50%, то на компанию санкции не распространяются. «К вопросу собственников мы подошли с особой щепетильностью. С нами работал не один консультант, чтобы проверить структуру собственников НМГ, — рассказывала Паскина, на тот момент топ-менеджер Discovery, в интервью РБК в сентябре 2015 года. — На сегодняшний день более 50% НМГ контролируется бенефициарами, которые не находятся в SDN-листах [список Specially Disignated Nationals, то есть граждан и компаний, против которых Минфин США ввел санкции]. Более 50% — у структур [председателя совета директоров «Северстали» Алексея] Мордашова и «Сургутнефтегаза». Мы убедились, что с юридической точки зрения препятствий для совершения сделки нет».
Кому принадлежит Национальная медиа группа
Актуальная структура акционеров Национальной медиа группы достоверно не известна. По состоянию на 31 декабря 2019 года 21,2% в головном АО «Национальная медиа группа» принадлежит СОГАЗу. Это указано в годовой отчетности страховщика.
Еще 26,2% Национальной медиа группы, по информации на 2015 год, принадлежало Алексею Мордашову. В 2016 году 7,5% Национальной медиа группы у структур Геннадия Тимченко выкупил холдинг «Газпром-Медиа».
В первом квартале 2018 года о продаже своей 24-процентной доли в Национальной медиа группе объявил «Сургутнефтегаз». Кому перешел этот пакет, не сообщалось.
Владелец оставшихся 21% не известен. Не сообщалось о выходе из группы структур банка «Россия», который участвовал в создании группы в 2008 году.
В результате той безденежной сделки Национальная медиа группа в 2015 году получила 80% всего российского бизнеса Discoverу, а та взамен смогла вернуть рекламу на свои каналы: российский медиахолдинг поделился тематическими каналами эфирной лицензией, что позволяет размещать рекламу.
Перейдя из Discovery в Национальную медиа группу, Паскина расширила партнерство российского холдинга с зарубежными медиагруппами, хотя в декабре 2016 года под санкции США попал президент Национальной медиа группы Кирилл Ковальчук.
Сейчас группа управляет также российскими версиями телеканалов семейств Viasat (TV 1000, «TV 1000 Русское кино», Viasat History и др.), Sony PicturesTelevision (Sony Channel, Sony Sci-Fi), а через СП с «Ростелеком» и Fox Television (Fox, National Geographic и др.) и тем самым является ключевым игроком на отечественном рынке платного ТВ.
В 2020 году Национальная медиа группа стала представлять в России и американский видеосервис Netflix.
Что известно про Светлану Баланову
Новый гендиректор Национальной медиа группы, как уточнили двое ее знакомых, — дочь Евгения Баланова, который был одним из топ-менежеров Национальной медиа группы при ее создании в 2008 году. Журнал Forbes со ссылкой на неназванный источник писал в 2011 году, что в Национальной медиа группе «ни одно крупное решение не принимается без участия Евгения Баланова».
Сейчас на сайте группы Баланов как заместитель гендиректора не указан. Представитель Национальной медиа группы отказался учтонить, продолжает ли Баланов участвовать в оперативном управлении холдингом.
Светлана Баланова закончила Московский государственный лингвистический университет им. М.Тореза и начинала свою карьеру в компании 3М. В 2012 году ее пригласили возглавить ИТ-компанию IBS, которая сама себя называет «ключевым технологическим партнером лидеров российского бизнеса и государственных структур».
IBS оказывает услуги в области оптимизации бизнес-процессов, управления данными, создания вычислительных центров и систем хранения. При Балановой IBS реализовала, например, проект единого контакт-центра для ФНС России, создала дата-центр для «Росатома», систему видеоконференцсвязи для «Газпром-медиа». Сама Баланова участвовала в построении коллективной системы безопасности Центробанка. Основатель IBS Анатолий Карачинский в беседе с РБК назвал Баланову «отличным, профессиональным менеджером, который имеет западную выучку и прошел школу IBS».
Еще будучи гендиректором IBS Баланова говорила, что на уровне совета директоров любой российской компании должна звучать тема ИТ в области рисков и бизнес-стратегии: «Должно быть понимание того, что сама по себе цифровизация — это не автоматизация, а возможность создавать абсолютно новые бизнес-модели».
В 2019 году Баланова покинула IBS и в марте 2020 года стала первым заместителем нового гендиректора «Газпром-Медиа» Александра Жарова. За неполный год работы Баланова, как напомнили в пресс-службе «Газпром-Медиа», успела усилить команду холдинга: при ней руководителем онлайн-кинотеатра Premier стал экс-руководитель ivi и Okko Иван Гродецкий, а бывший топ-менеджер Rambler Group Софья Квашилава стала директором по цифровой трансформации холдинга.
Кроме того, была сформулирована стратегия, цель которой — «создание платформы персонализированного контента»: в прошлом году холдинг стал 100% владельцем видеосервиса Rutube и начал работать над его обновлением. Сама Баланова в декабре 2020 года на своей странице в Facebook писала, что «Газпром-Медиа» активно ищет технологические проекты.
О важности цифровой среды для Национальной медиа группы заявляла и Паскина, однако на первое место она ставила все-таки производство контента. «Раньше фокус наш был такой: ТВ, контент, интернет. Сейчас очередность поменялась — это контент, интернет, ТВ. За счет присутствия во всех окнах у нас есть возможность снимать более качественный контент, лучше его монетизировать», — объясняла в декабре в интервью «Коммерсанту» теперь уже покидающая группу гендиректор.