Бизнесмен Сергей Михайлов попросил удалить 172 ссылки о солнцевской ОПГ
Осужден не был, группировку не возглавлял
Бизнесмен Сергей Михайлов обратился к компаниям «Яндекс» и Google с просьбой удалить из поисковой выдачи 172 ссылки с упоминанием своего имени. Об этом Михайлов рассказал в интервью телеканалу РБК ТВ. Ранее Михайлов стал одним из первых россиян, кому удалось воспользоваться «правом на забвение», писал РБК еще в конце мая 2016 года. По словам бизнесмена, пока поисковики удовлетворили лишь 5% его запросов. Среди формулировок, выдача ссылок по которым ограничена «Яндексом» и Google, — «Сергей Михайлов Михась», «Сергей Михайлов Солнцево» и др.
Заявление от имени Михайлова поисковикам направила адвокат Марина Каудельная. Среди 172 ссылок, которые просит удалить из выдачи заявитель, — 32 страницы сайта Criminalnaya.ru, 30 — Compromat.ru, 20 — Rumafia.com, отдельные страницы Wikipedia.org и др. Одна из ссылок ведет на страницу материала РБК от 2013 года «Топ-7 гангстерских войн». На всех страницах, упомянутых в обращении Михайлова, имя бизнесмена упоминается в связи с деятельностью солнцевской ОПГ.
Михайлов пояснил РБК ТВ, что по всем перечисленным ссылкам содержится информация о том, что он якобы является «организатором и лидером солнцевской организованной преступной группировки, криминальным авторитетом по кличке Михась, имеющим судимости». Информация эта, по словам заявителя, является «недостоверной, более того — заведомо ложной, порочащей честь и достоинство человека и гражданина, подрывающей деловую репутацию бизнесмена, общественного деятеля и председателя попечительского фонда благотворительного фонда «Участие».
Михайлов отмечает, что не был осужден по статьям 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 209 (бандитизм) или 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) Уголовного кодекса России, а значит, приписывание ему связей с солнцевской ОПГ противоречит статье 49 Конституции, согласно которой гражданин может быть признан виновным только по решению суда. Он также напоминает, что в 1998 году суд в Швейцарии уже обвинял его в участии в ОПГ, но тогда присяжные полностью оправдали бизнесмена. «Соответственно, я не могу являться лидером преступного сообщества и быть названным таковым», — подытоживает заявитель.
По сведениям газеты «Коммерсантъ», единственную судимость Михайлов получил в 1984 году, когда Мосгорсуд приговорил его к трем годам условно по обвинению в мошенничестве. В 1996–1998 годах Михайлов более двух лет просидел в швейцарском СИЗО по подозрению в организации преступной группировки, но в декабре 1998 года был оправдан судом.
Три тысячи жалобщиков
Михайлов не уточнил, собирается ли судиться с поисковиками, чтобы те продолжили очищать результаты поиска, отметив, что только «начал использование» «права на забвение». Он также поблагодарил законодателей за «возможность обелить» свое имя.
Представитель Google отказался от комментариев. Получить комментарий представителя «Яндекса» на момент публикации материала не удалось.
Суды Пригожина
Еще одним известным предпринимателем, решившимся воспользоваться «правом на забвение», стал петербургский ресторатор Евгений Пригожин. Однако в его случае поисковики не пошли навстречу заявителю. В итоге за последние два с половиной месяца Пригожин подал 18 исков к интернет-компаниям, из них 15 — к «Яндексу». Предприниматель хочет убрать из поисковой выдачи ссылки на материалы, в которых его имя упоминается в связке с так называемой «Фабрикой троллей» из Ольгино и контрактами Минобороны. Судебные тяжбы по искам продолжаются.
«Право на забвение» у россиян появилось 1 января 2016 года — согласно поправкам в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», любой пользователь Рунета может попросить поисковики «очистить» выдачу от неактуальной, недостоверной или распространяемой с нарушением закона информации. Если поисковики отказываются исполнять требования заявителя, тот вправе обратиться в суд. Если суд встает на сторону истца, но поисковики игнорируют его решение, им грозит штраф до 1 млн руб.
По данным «Яндекса», по состоянию на конец марта 2016 года компания получила 3,6 тыс. обращений почти от 1,4 тыс. человек. В 73% случаев «Яндекс» частично или полностью отказал в реализации «права на забвение» из-за невозможности проверить достоверность жалоб. Google, который с 2014 года исполняет аналогичный закон в Евросоюзе, в России за первые 2,5 месяца существования «права на забвение» получил почти 1,5 тыс. запросов на удаление 6,4 тыс. URL-адресов. Из них поисковик удовлетворил 26,2%.
Ограничение поисковой выдачи по «праву на забвение» приводит и к обратному эффекту: например, популярность запроса «Сергей Михайлов Михась» резко выросла после появления материала РБК, посвященного бизнесмену, свидетельствует статистика сервиса Google Trends. О рисках этого закона эксперты предупреждали еще на стадии его разработки, напоминает куратор рабочей группы «Связь и ИТ» при Открытом правительстве Ирина Левова. Вопросы удаления недостоверной информации из сети корректнее решать через суды, а не через поисковые сервисы, заключает эксперт.