Разработчик процессоров Baikal проведет эксперимент по их сборке в России
Но сделать продукцию полностью импортонезависимой пока не получитсяО том, что «Байкал Электроникс», производитель российских процессоров Baikal, договорился о запуске корпусирования (установка микросхемы в корпус) на мощностях GS Group в Калининградской области, РБК рассказали представители двух компаний.
Гендиректор «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов не назвал, какие объемы продукции компания планирует собирать в России, оговорившись, что пока запуск находится в стадии эксперимента и отработки технологии. «Байкал Электроникс» является разработчиком интегральных микросхем и систем на базе архитектур ARM и MIPS. Сами микросхемы для процессоров Baikal производятся на тайваньской фабрике TSMC — крупнейшем в мире производителе подобной продукции. Сборка процессоров до сих пор проводилась также на иностранных фабриках. «Корпусирование — это один из тех технологических процессов, которые можно перенести на территорию страны, тем самым большую часть его добавочной стоимости формировать внутри России», — говорит Евдокимов.
GS Group — российский инвестиционно-промышленный холдинг, который занимается разработкой и производством электроники, микроэлектроники и интеграцией программных продуктов. Корпусирование процессоров Baikal будет производиться на заводе GS Nanotech (входит в GS Group). По словам директора по развитию производства GS Group Федора Бояркова, сотрудничество должно стать «одним из знаковых шагов к возрождению российской микроэлектронной школы», поскольку до сих пор такого уровня микросхемы в России никто не собирал.
Впоследствии «Байкал Электроникс» рассматривает возможность переноса в Россию производства корпуса для процессоров. По словам Евдокимова, по сложности этот процесс сопоставим с производством самой микросхемы.
Для кого предназначены процессоры Baikal
На данный момент у «Байкал Электроникс» есть процессоры Baikal-T для промышленного применения, Baikal-M для компьютеров и рабочих станций, Baikal-M2 с упрощенным функционалом и более низкой ценой, Baikal-S для современных серверных платформ с поддержкой аппаратной виртуализации, для систем хранения данных и для гиперконвергентных систем. В середине ноября «Байкал Электроникс» выиграл два тендера Минпромторга на разработку процессора для ноутбуков и планшетов (Baikal-L) и процессора для облачных вычислений в дата-центрах (Baikal-S2) на общую сумму 9,44 млрд руб. Первый планируется создать на техпроцессе 12 нанометров к 2023 году, второй — на 6 нанометрах к 2025 году. По словам Евдокимова, более высокопроизводительная модель ноутбука на базе Baikal-L будет сравнима по характеристикам с ноутбуком Lenovo ThinkPad L13 на Intel Core i7, а младшая модель — с HP ProBook 440 G7 на Intel Core i3.
Что даст перенос сборки в Россию
Российские власти уже несколько лет пытаются перевести на российское оборудование и программное обеспечение госорганы, госкомпании, а также владельцев так называемой критической информационной инфраструктуры, к которой относятся сети связи и ИТ-системы энергетических, телекоммуникационных, финансовых и ряда др. компаний. По существующим требованиям для признания отечественным отдельных классов оборудования (например, сервера) оно должно работать на российском процессоре. Сейчас обсуждается внесение изменений в эти правила, согласно которым дедлайн по переходу на российские процессоры может быть перенесен на несколько лет, но полностью отказаться от этого требования не планируют. Среди крупных заказчиков о закупке почти 60 тыс. ПК на базе процессоров Baikal и «Эльбрус», например, заявляла РЖД.
Евдокимов рассчитывает, что сборка на территории России будет обходиться компании дешевле, чем на зарубежных фабриках. Однако насколько, он не уточнил.
По оценке Ивана Покровского, исполнительного директора Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), процесс коммутации чипов (сборки микросхемы) и корпусирования микросхем иногда определяет до 50% стоимости производства. «Кроме того, этот процесс часто становится узким местом, когда нужно сократить сроки поставок. Поэтому проект сотрудничества «Байкала» с GS важен и с точки зрения экономики, и с точки зрения повышения устойчивости цепочки производства. Это хороший пример для других российских разработчиков микросхем поэтапной локализации производства», — рассуждает Покровский. С этим согласен замгендиректора по маркетингу МЦСТ (разработчик российских процессоров «Эльбрус») и гендиректор консорциума «Отечественные микропроцессоры и платформы» Константин Трушкин. В то же время он подчеркнул, что риски в цепочке поставок можно снизить только локализацией целых этапов производства, не только корпусирования, но производства корпусов и микросхем. С началом пандемии во всем мире наблюдается дефицит полупроводников. Он в том числе влияет на отечественных разработчиков микроэлектроники. «Из-за дефицита то, что раньше можно было произвести за шесть месяцев, сейчас производится за год. В итоге те, у кого есть оборотные средства, стараются сразу заказать большие партии, а те, у кого их нет, много месяцев ждут товар», — отметил Трушкин. По словам Евдокимова, сроки поставок компонентов серьезно увеличились и по некоторым ключевым позициям логистика от производителя до ОЕМ-сборщика выросла до 15 месяцев, при стандартном сроке поставки в три-четыре недели. При этом он прогнозирует, что пик кризиса из-за дефицита полупроводников еще впереди, и компаниям стоит готовиться к дальнейшему росту цен и еще большему дефициту всех базовых компонентов.
По словам управляющего директора и совладелеца «КНС-Групп» (выпускает серверы под брендом Yadro) Алексея Шелобкова, перенос любого значимого этапа производства высокотехнологичной продукции на территорию России позволяет повышать экспертизу и компетенции страны. «Перспективы сотрудничества, конечно же, зависят от условий, здесь сложно судить, так как мы не знаем, какое именно производство создается, под какие типы продуктов и насколько это может быть использовано остальными российскими разработчиками электронно-компонентной базы», — указал Шелобков.