Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Рынок белой интернет-рекламы превысил ₽400 млрд

Это первая оценка рынка по новым правилам учета
Роскомнадзор: объем белой интернет-рекламы в 2023 году уже достиг ₽400 млрд
Объем всей учтенной Роскомнадзором интернет-рекламы за девять месяцев 2023 года составил 0,4 трлн руб., а общее число рекламодателей достигло почти 1 млн. Участники рынка уверены, что учет охватывает не более 40–50% рекламы в сети
Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»
Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Роскомнадзор впервые раскрыл полные данные об объеме рекламы в российском сегменте интернета на основе отчетов участников рынка, передаваемых в рамках закона об учете всей рекламы в digital-среде. Соответствующая аналитическая справка имеется в распоряжении РБК.

Почему рекламодатели должны отчитываться обо всей рекламе в сети

Поправки в закон «О рекламе», обязывающие всех заказчиков рекламы и ее распространителей отчитываться в Роскомнадзоре о своих кампаниях, вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Сама реклама в соответствии с этими поправками обязательно должна маркироваться. Данные обо всех рекламных креативах и деталях договоров поступают в специально созданный для этого Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), которым управляет подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ).

В прошлом году по итогам первых месяцев работы нового механизма общая сумма рекламных бюджетов, которые были зарегистрированы в ЕРИР в октябре—декабре 2022 года, составила более 70 млрд руб., писали «Ведомости» со ссылкой на Роскомнадзор. Однако детального разбора данных на тот момент представлено не было, а информацию ведомству отправляли далеко не все участники рынка. В марте 2023 года треть предпринимателей вовсе заявляли, что до введения наказания за неисполнения закона маркировать рекламу не будут.

Спустя год — с 1 сентября 2023 года — в силу вступил еще один пакет поправок, предусматривающий штрафы за отсутствие такой маркировки. Теперь за неверную передачу информации физлицо может быть оштрафовано на 10–30 тыс. руб., юрлицо — на 200–500 тыс. руб. За некорректную работу операторов рекламных данных (ОРД), через которых в Роскомнадзор передается вся информация о рекламе, также предусмотрены штрафы: 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–700 тыс. руб. — для юридических. Однако по состоянию на конец октября ни одного фактического штрафа выписано не было.

По данным ЕРИР, за первые девять месяцев 2023 года количество рекламодателей, размещающих рекламу в Рунете, составило более 940 тыс. (учтены только активные уникальные рекламодатели). Общие объемы их рекламных затрат за этот же период превысили 400 млрд руб., включая НДС.

Реклама в Telegram подорожала на 35% на фоне высокого спроса и маркировки
Технологии и медиа
Фото:Carl Court / Getty Images

Эта сумма значительно больше, чем, например, общая оценка отраслевой Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) по абсолютно всему рынку рекламы за первое полугодие 2023 года — 315 млрд руб. Показатели ЕРИР также в два раза больше, чем оценка Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР), по данным которой объем традиционных сегментов рынка интернет-рекламы в первом полугодии составил 191,7 млрд руб. (эти цифры не учитывают рекламу в ретейл-медиа, классифайдах, мессенджерах и инфлюенс-маркетинг). Однако методологии и периоды оценки у ассоциаций и Роскомнадзора разнятся, что может влиять на конечный результат.

Наименьшая активность рекламодателей, как следует из аналитики Роскомнадзора, зафиксирована в начале года — в январе и феврале (точные цифры не приведены). Объемы рекламных бюджетов в digital-сегменте по остальным месяцам варьируются в диапазоне от 43 млрд до 50 млрд руб. в месяц. Причем в августе—сентябре 2023 года, то есть накануне введения штрафов за отсутствие маркировки в Сети и сразу после этого, количество новых зарегистрированных в ЕРИР участников рынка в два раза превысило суммарные показатели предшествующих семи месяцев.

Для распространения рекламы в интернете использовалось 49 тыс. площадок — сайты, мобильные приложения, аккаунты в социальных сетях и мессенджерах, смарт-ТВ. Самыми популярными формами рекламного креатива стали баннеры и текстово-графические блоки. Среди рекламных систем лидерами, по данным ЕРИР, остаются рекламные площадки «Яндекса» и VK.

Кто активнее всего рекламируется в Рунете

Больше всего средств на интернет-рекламу в российском сегменте интернета, как показал анализ реестра, направили рекламодатели, занимающиеся розничной и оптовой торговлей. На них пришлась ровно четверть бюджетов за девять месяцев 2023 года или, по подсчетам РБК, порядка 100 млрд руб. На втором месте — компании, работающие в области связи и информации — 19% (или, по подсчетам РБК на основе суммарного объема, около 76 млрд руб.). Замыкают тройку лидеров рекламодатели из сферы финансов и страхования — 9% (или 36 млрд руб.). Еще по 3% (или по примерно 12 млрд руб.) пришлось на строительство, операции с недвижимостью, здравоохранение и социальные услуги.

Крупнейшие рекламодатели кратно нарастили расходы на продвижение
Технологии и медиа
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Что поменяла маркировка

Ни маркировка, ни другие ценообразующие факторы не привели к снижению спроса рекламодателей на продвижение в интернете, заявляли в конце октября опрошенные РБК эксперты. Например, в рекламном агентстве Starlink также утверждали, что рекламодатели не отказались от публикаций в интернете из-за обновления закона «О рекламе» и появления штрафов: бренды лишь пристальнее начали следить за соблюдением новых норм. В Digital Church также констатировали, что, например, блогеры остаются одним из самых эффективных способов распространения рекламы, и маркировка на спрос никак не влияет.

Впрочем, некоторые участники рекламного рынка все еще критикуют механизм учета интернет-рекламы. О том, что система маркировки находится «в начале своего пути и требует более отлаженного понятного механизма», говорит, в частности, руководитель отдела маркетинга в соцмедиа рекламного холдинга OMD OM Group Анна Козырева. «У рекламодателей и площадок возникает огромное количество вопросов, связанных с маркировкой креативов, но, к сожалению, ответы на них выходят несвоевременно, нет централизованной работы с обращениями, — отмечает она. — В текущем виде подача данных больше рассчитана на медийные форматы размещения, а не нативные. При подаче, к примеру, данных о размещении статей, роликов или подкастов ломается логика: материалы, которые предполагались как бессрочные, теперь должны иметь ограничения в размещении».

Аудитория Instagram в России за год сократилась почти на четверть
Технологии и медиа
Фото:Ingram Images / Global Look Press

«По самым смелым прогнозам», продолжает Козырева, ЕРИР сейчас охватывает «40–50% рынка», так как «далеко не все рекламодатели разобрались, какие именно материалы нужно маркировать». «Да и рынок рекламы в Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена. — РБК) полностью потерян для статистики», — добавляет представитель OMD OM Group.

По поводу необходимости маркировки рекламы в Instagram ранее в своих позициях разошлись два ключевых ведомства: Роскомнадзор заявил, что креативы в этой сети должны иметь предусмотренную законом маркировку, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — что раз Instagram запрещен, а доступ российским пользователям к нему ограничен, то и закон «О рекламе» на него не распространяется. После публикации материала в Роскомнадзоре уточнили, что на иностранные платформы пришлось 1,4 млрд руб. учтенной рекламы, из них на Instagram — 19%.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 18 декабря
EUR ЦБ: 108,34 (-0,36)
Инвестиции, 17 дек, 22:45
Курс доллара на 18 декабря
USD ЦБ: 103 (+0,09)
Инвестиции, 17 дек, 22:45
Рогов рассказал о «зачистке» «котла» с военными ВСУ к югу от КураховоПолитика, 05:10
Россияне разделились поровну в вопросе трат на новогодний столОбщество, 05:00
Пентагон ответил на вопрос про БПЛА словами джедая из «Звездных войн»Политика, 04:38
В эфире радиостанции «Судного дня» прозвучали песня Shaman и гимн СССРТехнологии и медиа, 04:26
Экс-менеджеру «Ростеха» Лалетиной заменили срок на исправительные работыОбщество, 04:12
На Кубани заявили о плане очистить от мазута еще до 10 км берега за суткиОбщество, 03:47
Стал известен выживший во время взрыва и убийства генерала КирилловаПолитика, 03:32
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Украина и США выступили против резолюции о борьбе с героизацией нацизмаПолитика, 02:58
Курс украинской гривны к доллару обновил исторический минимумФинансы, 02:51
Госдеп заявил, что решение о переговорах может принять только КиевПолитика, 02:27
Полковник напомнил о разработке вакцины от COVID при убитом КирилловеПолитика, 02:22
Зеленский упрекнул администрацию Байдена в промедлении в поставках оружияПолитика, 01:42
NYT узнала о проверках Маска и SpaceX из-за доступа к секретным даннымПолитика, 01:22
Захарова ответила на заявление США о непричастности к убийству КирилловаПолитика, 01:06