Топ-менеджеры CarPrice, Rutube и Innova создадут криптовалюту под время
Основатель сервисов по продаже подержанных автомобилей CarPrice и предоставлению автозаймов CarMoney Эдуард Гуринович, гендиректор «Руформ» (в него входит видеохостинг Rutube и сеть дистрибуции легального контента в рунете Pladform) Армен Гулинян, а также основатель игровой компании Innova и оператора башенной инфраструктуры «Вертикаль» Георгий Чумбуридзе создали блокчейн-платформу mytime, позволяющую конвертировать время человека в криптовалюту. Об этом РБК рассказал представитель проекта и подтвердили все три предпринимателя, которые также являются его равноправными акционерами.
Блокчейн-платформа mytime представляет собой базовый протокол по аналогии с платформой биткоина или Ethereum. «Это алгоритмы и спецификация, в которые заложены основные свойства монеты и правила взаимодействия участников системы: как будет проходить учет времени аудиторий, транзакции, как та или иная информация хранится и шифруется и т.д.», — пояснил глава mytime Эдуард Гуринович.
Создатели блокчейн-платформы рассчитывают, что ею заинтересуются различные разработчики времязатратных продуктов, в первую очередь игр, образовательных и видеосервисов. За счет выплаты вознаграждения партнеры смогут привлекать пользователей. «Можно сказать, что для бизнеса это станет новой программой лояльности», — говорит Гулинян. По словам представителя проекта, сейчас они проводят закрытое тестирование. Однако он не стал раскрывать, какие компании рассматривают возможность использовать платформу и участвуют в тестах.
Помимо платформы создатели проекта также выпустят собственную криптовалюту mytimecoin (MYTC), особенностью которой стало то, что она обеспечена временем, проведенным пользователем в том или ином приложении или сервисе. Например, игрок получает деньги за каждую проведенную в игре минуту, читатель СМИ — за просмотр материалов, а пассажир такси — за время в поездке. Полученную криптовалюту пользователь сможет потратить на бонус или скидку у партнеров либо продать на бирже и получить реальные деньги. Для выпуска криптовалюты компания проведет ICO, то есть первичное размещение токенов, которые потом можно обменять на монеты криптовалюты. «Токены мы будем делать на базе существующего протокола Ethereum, а монеты — уже на собственной платформе mytime», — сообщил Гуринович.
Часть токенов основатели проекта оставят у себя, чтобы зарабатывать за счет роста стоимости выпущенной криптовалюты. Сколько именно монет останется у акционеров и сумма, которую планируется привлечь, пока не раскрывается. «Сейчас идет стадия активных переговоров с крупными инвесторами, по их итогам мы определим итоговый объем сборов и сроки ICO», — объяснил Гуринович.
Как сообщили создатели mytime, всего было вложено $1 млн собственных средств, каждый из трех партнеров инвестировал поровну.
В марте 2018 года компания планирует начать закрытые тесты протокола с целью отработать его безопасность, быстродействие и т.д. и подключить первых партнеров. «По сути, нашу валюту будут распространять компании среди своей аудитории, и таким образом мы сможем быстро набрать большую аудиторию и, возможно, даже обогнать биткоин по числу кошельков», — надеется Гуринович. С сентября компания планирует запустить проект для пользователей.
«Мы рассчитываем, что до конца 2018 года к нам присоединится около 100 компаний. А число физических лиц к этому времени должно достигнуть 10 млн человек», — сообщил он.
Время покажет
Данный проект — не первая попытка монетизировать время. Так, летом получила известность социальная сеть Nimses, созданная украинскими разработчиками. Идея проекта заключается в том, что пользователь получает цифровые монеты — нимы — за время пребывания в сети: например, за сутки накапливается 1 440 нимов, которые можно потратить на публикацию контента или отдавать другим пользователям.
Для компаний, которые монетизируют аудиторию, время пользователей действительно является одним из ключевых активов, говорит управляющий партнер Tokenbox Владимир Смеркис. «Экономика внимания — направление перспективное. Однако сейчас есть ряд вопросов к тому, каким образом данное решение будет реализовано. Именно от механизмов его имплементации будет зависеть результат», — считает он.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, чья компания Radius Group является соучредителем холдинга RMC (Russian Mining Center), согласен, что идея проекта правильная, так как в итоге все будет смещаться в сторону конкуренции за внимание пользователей. «Mytime может взлететь в качестве универсальной бонусной монеты, — говорит он. — Но в целом в успехе я лично сомневаюсь. Сложно замотивировать собственников сервисов на использование — когда они могут и будут выпускать свои токены, а клиент — менять их на биржах. Сложно и технически сделать бесшовную интеграцию с системами, например играми».
По словам Мариничева, обсуждать идеи ICO — все равно что «обсуждать проекты самолетов на заре воздухоплавания». «Аэродинамика еще неизвестна и не придумана. А современные технологии почти уже позволяют взлететь», — заключил он.
Директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Арсений Щельцин отметил, что ориентация проекта под программу лояльности или бонусную программу — одна из популярных моделей генерации токенов. «Основные отличия только в том, что данные всех участников скрепляются блокчейном, а не простой модифицируемой базой. По своему определению блокчейн-платформы, построенные на системе лояльности, могут быть полезны и поставщикам услуг и их клиентам. Касательно этой платформы недостаточно информации, чтобы подтвердить ее потенциальный успех или провал», — сказал он.