Еще один оператор наружной рекламы не расплатился с Москвой
Наружная реклама по стартовой цене
В срок до 26 декабря 2014 года победители сентябрьских торгов по наружной рекламе должны были перечислить в бюджет Москвы причитающуюся за первый год работы плату по десятилетним контрактам. На этих торгах были разыграны 1,44 тыс. мест под рекламные щиты и конструкции небольшого формата (так называемая уличная мебель) общей стартовой стоимостью 22,1 млрд руб.
Это был уже второй этап торгов на столичную наружную рекламу. Первые три аукциона, на котором сроком на десять лет были разыграны почти 7,4 тыс. мест под щиты, уличную мебель и афишные стенды, прошли в августе 2013 года. При стартовой стоимости всех 16 лотов почти 22 млрд руб. город выручил тогда более 75,2 млрд руб.
Тем самым рыночная цена одного места под наружную рекламу в столице составила в среднем около 1 млн руб. в год. Только для щитов и уличной мебели этот показатель оказался выше – 1,3 млн руб. в год за место. На результаты прошлогодних торгов столичный департамент СМИ и рекламы ориентировался, когда готовился к аукциону уже этого года, объяснял ранее руководитель департамента Владимир Черников. Стартовая стоимость одного места на новых торгах получилась даже выше, чем год назад: в среднем 1,5 млн руб. в год за место.
К этому времени уже было очевидно падение спроса на столичную наружную рекламу. Семь победителей прошлогодних торгов, чтобы компенсировать свои резко возросшие затраты, повысили расценки, что отпугнуло рекламодателей. К примеру, в январе–июле этого года коммерческая загрузка рекламных поверхностей в Москве составляла, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», всего 59,6% против 78,2% годом ранее.
Усугубила ситуацию общая экономическая нестабильность, отразившаяся на всем рекламном рынке. Доходы владельцев рекламных конструкций в столице за первые семь месяцев этого года снизились, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», на 4,4%, до 8,6 млрд руб. с НДС. «В августе [2013 года] мы жили немного в другой макроэкономической реальности», – признавался в интервью «Коммерсанту» в марте этого года Максим Ткачев, управляющий директор Russ Outdoor, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы.
В итоге сентябрьские торги ажиотажа не вызвали. Из восьми лотов реальные торги состоялись только по двум, небольшим, – всего на 124 места. Они по стартовой стоимости – почти 1,8 млрд руб. за десять лет – достались оператору «Вера-Олимп». На предыдущих торгах он выиграл более 1,2 тыс. мест, обязавшись за десять лет заплатить 13,7 млрд руб.
На торги по другим шести лотам – более 1,3 тыс. мест стартовой стоимостью почти 20,4 млрд руб. – был допущен только один участник. Это входящая в автохолдинг «Гема» Александра Геллера компания ТРК (другая структура «Гемы» – «Авто Селл» – с 2011 года продает рекламу в московском метро). Были еще заявки от Russ Outdoor, но он не предоставил предусмотренного аукционной документацией финансового обеспечения. В результате торги по шести лотам были признаны несостоявшимися, и в соответствии с законом о госзакупках контракт был заключен с единственным участником по стартовой цене.
На прошлогодних аукционах ТРК активно торговалась, играя на повышение, но смогла получить всего 160 мест под рекламные щиты почти за 2,2 млрд руб. Зато с учетом аукциона этого года ТРК неожиданно стала вторым после Russ Outdoor оператором наружной рекламы в Москве. Russ Outdoor по итогам всех прошедших в столице торгов достались 2,2 тыс. мест под щиты и уличную мебель за 27,2 млрд, а ТРК – почти 1,5 тыс. мест за 22,5 млрд руб. Эти конструкции легко опознать: на большинстве из них реклама не размещается, лишь объявление на синем фоне уведомляет о том, что данное рекламное место сдается.
Платеж за десятый год
Участники всех аукционов в качестве обеспечения своей заявки должны были внести 10% от стартовой цены каждого лота. У участников сентябрьских торгов этого года это обеспечение оказалось равным плате за первый год работы. Но в соответствии с аукционной документацией победитель торгов после заключения договора с департаментом СМИ и рекламы обязан сделать платеж не только за первый, но и за последний, десятый год работы. Так чиновники застраховали себя от неисполнения операторами взятых на себя обязательств: если контракт будет расторгнут по вине победителя торгов, платеж за десятый год ему не возвращается.
Таким образом, «Вера-Олимп» должна была в срок до 26 декабря перечислить в столичный бюджет еще 1,8 млрд руб., а ТРК – почти 2,04 млрд руб. Платеж сделала только «Вера-Олимп», сообщил РБК один из действующих операторов наружной рекламы в столице.
Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников подтвердил: положенные 2,04 млрд руб. за десятый год ТРК так и не перечислила. Компания не смогла получить кредит на приемлемых для нее основаниях и попросила отсрочить платеж до 1 февраля, рассказал Черников. Пока же, по словам чиновника, ведомство получило от ТРК вексель. Свое заключение – можно ли его принять – должен выдать департамент экономической политики и развития Москвы. В его пресс-службе вечером во вторник, 30 декабря, не ответили на запрос РБК.
Если вексель принять нельзя, за каждый день просрочки ТРК будет начислен штраф, пообещал Черников.
Заместитель гендиректора ТРК Гюля Коган ограничилась комментарием, что платеж за первый год работы сделан. На вопрос РБК, перечислена ли необходимая сумма за десятый год работы, ответа не последовало.
Дефолт «Никэ»
Это уже второй случай, когда оператор наружной рекламы не может своевременно расплатиться по контракту. До 12 декабря платежи за второй год работы на общую сумму 7,2 млрд руб. должны были сделать семь победителей прошлогодних торгов. Дефолт тогда допустила компания «Никэ», выигравшая в августе 2013 года 802 места под рекламные щиты почти за 13,2 млрд руб. Платеж за второй год для нее составлял тем самым чуть больше 1,3 млрд руб.
Представитель «Никэ» объяснил возникшие финансовые трудности валютным кредитом, который стало сложно обслуживать из-за девальвации рубля. Кроме того, компания, по словам ее гендиректора Романа Дубинина, не смогла установить или установила с большой задержкой около сотни конструкций из-за так называемого городского случая, когда запланированное место под конструкцию не может быть выделено, например, из-за ремонта трассы. По договору чиновники обязаны компенсировать эти потери, но этого сделано не было, рассказывал Дубинин. Не согласился департамент и снизить сумму платежа, хотя переговоры об этом велись всю осень, утверждает топ-менеджер.
«Никэ» подала два иска в арбитражный суд Москвы к департаменту, требуя изменить условия договоров, заключенных по итогам прошлогодних торгов. Первое слушание назначено на 22 января.
На прошлой неделе департамент СМИ и рекламы объявил, что из-за просроченного платежа в одностороннем порядке расторгает десятилетний контракт с «Никэ», и потребовал от компании в течение месяца добровольно демонтировать конструкции. Если «Никэ» сама не сделает этого, ее щиты будут убраны за счет города. Потом чиновники вправе через суд компенсировать с владельца конструкций расходы на демонтаж.
«Нам непонятно, чем ситуация с ТРК отличается от нашей, – удивлен Роман Дубинин. – Однако этому оператору департамент готов пойти на уступки и отсрочить платеж до февраля, а наше предложение реструктурировать задолженность остается без внимания». Проводить параллели некорректно, считает Черников. ТРК, в отличие от конкурента, не оспаривает сам договор и не предъявляет претензий по выделенным местам, объясняет чиновник.