«Алмаз-Антей» представляет итоговый доклад по Boeing: онлайн-трансляция
Российский концерн «Алмаз-Антей», который специализируется на производстве вооружения ПВО, представляет во вторник результаты эксперимента по моделированию авиакатастрофы. Речь идет об итогах натурного эксперимента — симуляции встречи ракеты комплекса «Бук» и пассажирского самолета, который, по мнению российских экспертов, поможет понять истинные причины катастрофы малайзийского лайнера Boeing 777, который разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. В пресс-конференции принимают участие гендиректор «Алмаз-Антея» Ян Новиков и советник генерального конструктора концерна Михаил Малышевский. РБК ведет онлайн-трансляцию.
Последний вопрос от радиостанции «Business FM». Корреспондент спрашивает, не планирует ли концерн запросить проведение экспертизы, которая могла бы подтвердить верность выводов его экспериментов. Новиков говорит, что концерну не нужны дополнительные экспертизы, все и так уже доказано. Натурные эксперименты подтвердили предварительные выводы «Алмаз-Антея», пояснил он.
На этом мероприятие подходит к концу, а мы сворачиваем трансляцию. Спасибо, что были с нами.
WSJ: «Кого вы обвиняете в пуске ракеты из села Зарощенское?»
Гендиректор «Алмаз-Антея»: «Кто сбил самолет, мы не комментируем. Мы акцентировали внимание не на то, кто был в этом населенном пункте, а определили район запуска — сначала путем математического моделирования, затем путем натурного эксперимента. Кроме того, определили тип ракеты».
«Новая Газета»: «Открытые источники в интернете свидетельствуют о том, что, помимо «Бука М1», есть комплекс «Бук М2», который имеется на вооружении России. Что вы об этом скажете?»
Новиков: «То, что вы видели на военных парадах, например в Чите, — это не действующее вооружение российской армии, это макеты».
Журналист из Голландии спрашивает, насколько объективным и независимым сочтет расследование концерна международное сообщество, ведь «Алмаз-Антей» сам подпал под санкции. «Это похоже на действия мясника, который оценивает качество мяса собственного производства», — отметил он.
«Мы провели собственный эксперимент, — ответил гендиректор. — Вы можете провести собственное независимое расследование». Он напомнил, что концерн всегда готов был сотрудничать с международной группой расследования.
Би-би-си спрашивает, могла ли зенитная ракета маневрировать. Безусловно, может, отвечает Малышевский, но максимальное отклонение — 2-6 градусов, не больше.
Корреспондент Би-би-си отмечает, что в интернете были фотографии пусковых установок из Снежного, с места, из которого, по версии концерна, была пущена ракета, таких фотографий нет.
«Мы не обсуждаем фотографии, пусть этим занимается международная комиссия по расследованию», — отвечает Новиков. Кроме того, по его словам, концерн не назвал конкретного места, он назвал радиус зоны, из которого была предположительно пущена ракета. Район этот находится к югу от Зарощенского, в 3-4 км. Конкретное место пуска не определено, поэтому сложно говорить о фотографиях с места, заключил гендиректор «Алмаз-Антея».
ТАСС спрашивает, сколько было потрачено средств на проведение экспериментов. Концерн потратил около 10 млн руб. «Но мы, безусловно, экономили», — добавил гендиректор «Алмаз-Антея».
Модератор, попросив подождать остальных журналистов с вопросами, просит передать микрофон корреспонденту канала НТВ. Тот спрашивает, известно ли экспертам концерна, имеет ли международная группа расследования фрагменты ракеты «Бук», разрушившей самолет.
Малышевский отвечает, что да, международная группа продемонстрировала концерну фотографии фрагментов ракеты, однако достоверность этих снимков «вызывает вопросы». Конструктор «Алмаз-Антея» добавил, что на одном из снимков видны поражающие отверстия в форме бабочки ("двутавры") [что подтверждает версию Международной группы расследования о запуске ракеты типа 9М38М1], но подлинность этой фотографии также вызывает вопросы.
Корреспондент «Известий» спрашивает, стоит ли возлагать ответственность на авиакомпании, которые не прекратили полеты над территориями, на которых ведутся боевые действия.
«Безусловно, необходимо возложить ответственность на страну, не закрывшую воздушное пространство над опасными территориями», — говорит гендиректор концерна Ян Новиков.
Журналист из Чили спрашивает, почему Россия все время меняет версии крушения Boeing.
Ян Новиков: «Мы концерн и имеем в первую очередь коммерческие интересы. На нас наложили санкции, мы теряем время, а время — деньги. В первую очередь мы сражаемся за свою репутацию. Россия выступала за наличие разных версий до завершения расследования».
«Первый канал»: «Складывается впечатление, что главная задача натурного эксперимента заключалась в том, чтобы опровергнуть версию Международной группы расследования».
Ян Новиков: «Наша задача была — не интерпретировать итоги эксперимента, а провести исследование и понять, что произошло».
Основная часть презентации результатов экспериментов окончена. Переходим к вопросам журналистов.
Канал «Россия 1»: «В чем заключались основные различия между результатами натурного эксперимента и тем, что произошло?»
Отвечает гендиректор концерна Ян Новиков: «В действительности Boeing был поражен следующим образом: были повреждены левый двигатель, левое крыло, левая часть кабины. Правая часть кабины сохранилась целыми стеклами.
На эксперименте, имитирующем запуск ракеты 9М38М1 из Снежного (версия международной группы расследования), характер повреждений был другой (в частности, много повреждений в виде «двутавров» (в виде бабочки). Таким образом, мы доказали, что версия о запуске из Снежного неверна».
Второй эксперимент с использованием фюзеляжа Ил-86 концерн провел, чтобы воссоздать картину событий при пуске ракеты 9М38М1 из Снежного (версия международной группы расследования). Исследование провели 7 октября 2015 года. Видеозапись на экране демонстрирует, как по установленному на полигоне фюзеляжу самолета бьют осколки взорванной ракеты, установленной предварительно под предполагаемым углом.
В результате эксперимента в районе остекления кабины пилотов не было ни одного рикошета, подобных тем, что были зафиксированы в обломках кабины сбитого MH-17. Если бы пущенная по самолету ракета была типа 9M38M1, то следы от поражающих элементов («двутавров») напоминали бы форму бабочки, чего не обнаружили на корпусе MH-17.
На экране демонстрируется видеозапись эксперимента: эксперты подорвали боевую часть ракеты 9М38М1 и проанализировали характер повреждения мишени поражающими элементами. Если бы ракета летела со стороны Снежного (версия международной группы расследования), самолет был бы пробит насквозь, чего не произошло, утверждает представитель «Алмаз-Антея».
Определены два возможных типа ракеты, говорит Малышевский: международная группа расследования склоняется к версии, что самолет был сбит ракетой 9М38М1, есть еще версия, что это был тип ракеты 9М38.
Эксперты произвели трехмерное моделирование. Результат эксперимента: при пуске ракеты из Снежного (версия международной группы расследования под руководством Нидерландов) ни один поражающий элемент попасть в двигатель самолета не может.