Hennessy заявил о начале поставок коньяка наливом в Китай
Французские производители коньяка заявили, что готовы поставлять свою продукцию в Китай балком, что позволит им не платить высокие пошлины. Профсоюзы уже заявили о недопустимости подобной практики. Однако опыт России говорит, что поставки коньяка балком могут позволить французам снизить цену и увеличить свою рыночную долю
Компания Hennessy заявила, что 15 декабря впервые поставит коньяк в Китай в виде балка, чтобы разлить его по бутылкам на месте и продать на местном рынке. Французы стремятся уйти от высоких пошлин и не потерять китайский рынок. Об этом сообщает Charente Libre. Российский опыт показывает, что поставки коньяка балком могут способствовать росту продаж коньяков и, скорее всего, станет востребованной формой экспорта, если французские производители решат вернуться на россйский рынок.
Инициатива руководства Hennessy вызвала сопротивление со стороны профсоюзов. На предприятии прошел митинг против поставок коньяка балком в Китай, в котором приняли участие почти 600 из примерно 1300 служащих. «Мы перестанем быть продуктом Made in France, наш имидж рухнет», — заявил представитель профсоюза.
11 октября Китай ввел повышенные пошлины на европейский бренди в размере 30,6–39%. Китай принял решение поднять пошлины на бренди после того, как ЕС увеличил ввозные пошлины на китайские электрокары. Производители коньяка заявили, что если таможенные сборы останутся на нынешнем уровне, то французский алкоголь фактически может пропасть с китайского рынка.
Пошлины распространяются на поставки коньяка в емкостях до 200 литров. Чтобы уйти от уплаты повышенных пошлин Hennessy принял решение начать поставки продукции балком в емкостях более 200 литров. Президент BNIC («Национальный межпрофессиональный офис производителей коньяка») и директор по институциональным вопросам Hennessy Флорант Морилион заявил, что такое решение может стать временным решением, чтобы сохранить присутствие на рынке Китая. «Лучше так, чем вообще перестать продавать», — считает он.
С момента фактического исчезновения российского рынка балк, по данным BNIC, составляет лишь 2% поставок коньяка.
Между тем, отечественный опыт говорит, что балк может помочь производителям существенно увеличить свою рыночную долю. На российском рынке в 2005–2010 годах себестоимость коньяка снизилась вдвое за счет того, что производители ввозили его балком.
Екатерина Азизова, амбассадор коньячного дома Roullet, рассказала «РБК Вино», что в 2023 году в Россию ввезли 7,2 млн л коньячного дистиллята балком. «Однако в данных, которыми мы располагаем, не прописано, что это именно cognac. Более вероятно, что это французские виноградные дистилляты, не имеющие классификации и использующиеся для российских торговых марок», — подчеркнула она. Эксперт сообщает, что импорт французского коньяка в Россию в доковидный период достигал 5,8 млн бутылок объемом 0,7 за 2019 год, что по объемам превосходило отгрузки на родной французский рынок — 4,5 млн бутылок. Таким образом, Россия занимала пятое место в рейтинге стран — потребителей коньяка среди США, Китая, Сингапура, Великобритании и Германии.
«В 2020–2021 годах объем импорта коньяка в Россию сохранялся на прежнем уровне, а в 2022 году, после официального ухода больших домов с российского рынка, импорт упал на 43%, с 6,1 до 3,4 млн бутылок. 2023 год показал положительную динамику на фоне мощной активности менее политически мотивированных производителей, а также развития параллельного импорта — рост составил 19,3%, с 3,4 до 4,1 млн бутылок. Несмотря на общемировую тенденцию сокращения потребления французского коньяка (2022–2023-й — падение мирового экспорта на 24%, с 212 до 161 млн бутылок), в России спрос остается стабильным. В перспективе драйвером развития может послужить не столько гипотетическое возвращение больших домов, сколько ощутимое падение цен на коньячные спирты, что может позволить производителям сдерживать отпускные цены на фоне роста курса и введения новых пошлин и акцизов», — поясняет Екатерина Азизова.
Ранее «РБК Вино» сообщал, что представители производителей коньяка и арманьяка встретились с президентом Франции, чтобы обсудить китайские антидемпинговые пошлины на бренди из ЕС. Обнадеживающим фактом для них стало возобновление переговоров по пошлинам на импорт европейского бренди между Францией и Китаем на встрече в Шанхае.