10 мифов о «Гиде по российским винам» Артура Саркисяна и РБК

Обновлено 14 декабря 2024, 07:13

12 декабря вышел новый, 11-й «Гид по российским винам» и первый в партнерстве Артура Саркисяна и РБК. С самого начала проекта его окутывало множество мифов, начиная с утверждения «Все куплено», заканчивая предположениями о любимых винах автора. «РБК Вино» поговорил с авторов о самых распространенных мифах о гиде

Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Первое издание вышло в свет 11 лет назад, но за это время гид только подтвердил свой статус независимого некоммерческого проекта, который стал одним из главных популяризаторов российского виноделия

Миф 1. Гид — это коммерческий проект

Главный миф, который сопровождал проект с самого первого выпуска, — о том, что гид — это проект коммерческий. «Никто не понимал экономики. Действительно, гид требовал финансирования самого производства, часть которого компенсировали партнеры, дофинансирования из личных средств на проведение ежегодных презентаций и других мероприятий: нужно было популяризировать как российское виноделие, так и само издание. При этом у людей возникало много вопросов о том, как же зарабатывает гид. Люди не верили в историю, когда можно вкладывать деньги в продукт, но не делать на нем прибыль. Основная капитализация всегда была в экспертизе российского вина, накоплении знаний не только мной, но и всей отраслью», — комментирует автор гида, партнер «РБК Вино», глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.

Первое издание вышло в свет 11 лет назад, но за это время гид только подтвердил свой статус независимого проекта и стал одним из главных популяризаторов российского виноделия.

Миф 2. Оценку в гиде можно купить

Очень много людей были готовы заплатить, чтобы попасть в гид, но это невозможно. Единственный способ, которым винодел может повлиять на оценку в гиде, — сделать хорошее вино. Автор гида подчеркивает: «В случае, если бы с кем-то были какие-то финансовые взаимоотношения, хотя бы с одним виноделом, то, поверьте, это скоро стало бы известно абсолютно всем и авторитет гида был бы потерян. Репутация создается годами, а потерять ее можно в одночасье, и нет таких денег, ради которых можно было бы пойти на такой шаг».

Миф 3. Вина в гиде можно подменить

Этот миф основан на нескольких реальных прецедентах, которые происходили на винных конкурсах. Производители не стеснялись присылать на дегустацию чужое вино под своей этикеткой. Подмена вина происходила и в других формах — например, винодел предлагал дегустаторам вино другого сорта или из другой партии, чтобы скрыть недостатки своего продукта.

«Гид по российским винам» — это многоступенчатое исследование, которое включает визит в винное хозяйство, закупку вина непосредственно на производстве и контрольную закупку в винных бутиках или со складов дистрибьютора. Некоторые вина приобретаются несколько раз, что позволяет исключить всякое влияние на процесс дегустации и итоговую оценку. По словам Саркисяна, за последние годы случаи, когда виноделы пытались за свои вина выдать что-то от топовых зарубежных производителей, стали единичными.

Миф 4. «Оценки по дружбе»

Еще один миф: виноделы, с которыми дружит Саркисян, получают высокие оценки. Как отмечает автор гида, во время поездок по винодельческим хозяйствам ему доводится встречаться с виноделами, многие из которых, действительно, являются его друзьями. Однако мастерство винного критика заключается в способности объективно оценивать вино, основываясь на его органолептических характеристиках, а не на личных отношениях.

«Я дружу со многими виноделами, но им «достается» всегда больше. Когда я знаю, что производитель стабильно из года в год делает действительно качественное вино, а потом вдруг в какой-то момент вино очередного урожая показывает себя не очень хорошо, то я более критично, более жестко отношусь к этой ситуации, потому что я не понимаю, как этот винодел мог сделать вино ниже своего класса», — рассказал Саркисян.

Миф 5. Вино может не попасть в гид, если винодел против

«Гид по российским винам» ожидают не только специалисты отрасли. Для широкого потребителя гид — это экспертный путеводитель по миру вина, на который будут ориентироваться как минимум весь последующий год. Поэтому виноделы, которые не согласны с оценкой, иногда не хотят, чтобы их вина оценивали.

Саркисян объясняет, что большинство виноделов не пробуют чужие вина и их вкус зациклен только на определенных винах. Да, они хороши, но не настолько, чтобы можно было говорить, что они очень конкурентоспособные и находятся на высокой ступени. Однако и в этом случае винодел не может повлиять на итоговый список вин, которые войдут в гид.

«За годы работы у гида сложилась очень преданная и большая читательская аудитория. Люди ждут оценок, выстраивают на их основании свои планы покупки вина для праздников, личных коллекций, подарков. Гид все эти годы делался и издавался на личные средства автора. Купить бутылку и выпустить по ней свою личную оценку — мое право», — заявляет автор гида.

Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

«Вина, которые мы дегустируем во время поездки, проходят вторую, а то и третью дегустацию, уже в Москве»

Миф 6. На качественную дегустацию на винодельне нет времени

Отчасти это правда. Но и цели провести всестороннюю, глубокую дегустацию на винодельне практически никогда не бывает. Здесь главная задача — общение, обсуждение вин в непосредственном диалоге с виноделом, отбор лучшего и большая отбраковка неудачных образцов. Вина, которые проходят оценку во время поездки, затем проходят вторую, а то и третью дегустацию, уже в Москве.

«Есть интересный эксперимент, — рассказывает Саркисян. — Мы приезжаем в хозяйство, пробуем вино, затем его кладем в багажник, оно с нами ездит вместе по всем винодельням. Это перепады температур, тряска, и когда ты открываешь эту бутылку, то понимаешь, что вино очень изменилось. Оно стало совсем другим иногда. В некоторых случаях (таких случаев бывает много) вино просто «разваливается» в бутылке».

Для того чтобы комплексно оценить вино, нужно время и периодичность два-три дня, в некоторых случаях — несколько недель. На обычных дегустационных конкурсах такого ресурса не существует. Поэтому и результаты на таких конкурсах могут быть намного выше или, напротив, ниже — в зависимости от жюри.

Миф 7. Гид демотивирует виноделов

Такое заявление не раз звучало из уст виноделов в адрес гида. Основной аргумент заявителей: вся работа за год может быть обесценена после выхода очередной книги и сопровождаться массой вопросов потребителей к работе винодела. Саркисян подчеркивает, что если винодел делает свою работу хорошо и качественно, то оценка в гиде его будет только мотивировать. Так происходит в большинстве случаев.

«Посещая каждое предприятие, мы понимаем и знаем, что происходит в каждом из них. Когда видишь, какие ошибки допускает винодел, ты можешь дать совет. Не все, конечно, прислушиваются. Как правило, наиболее внимательно к оценке относятся те, кто уверен в своем профессионализме. Но тем не менее проходит года два-три и мы получаем отзывы, что были правы. Но это уже вопрос опыта. Наработав огромную дегустационную базу, понимая то, что происходит в целой отрасли, и пробуя тысячи разных вин в год, видишь то, что не заметно изнутри винодельни», — говорит он.

Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Вино, которое приобретет покупатель после изучения его в гиде, должно быть в том диапазоне оценки, которую поставил автор

Миф 8. Авторское мнение — предвзятое

Саркисян при составлении гида исходит из строгих стандартов (так, в гид проходят вина с оценкой не менее 87 баллов). Бывает, что виноделам кажется, что они делают крутые вина, но их оценивают не по достоинству. Их аргумент: они получают высокие оценки на других дегустациях.

Автор гида также считает, что когда работает команда специалистов и дается коллективная оценка, каждый эксперт по отдельности не чувствует ответственности за свои баллы. В отличие от авторского мнения, когда винный критик исходит их своего опыта.

Миф 9. Саркисян скупой на оценки

Существует утверждение, что «Гид по российским винам» достаточно строг. Каждый год проходной бал в гиде повышался, и в последнем выпуске минимальная оценка достигла 87. По словам Саркисяна, гид — это реальная оценка состояния российского виноделия в сравнении с мировыми образцами. Он говорит: «Мне часто задают вопрос, почему нет большого количества вина с оценками более 95 баллов или 100-балльного вина. Все зависит от внутренней шкалы, «напробованности» эксперта. Я всегда сравниваю вина по гамбургскому счету со всем, что мне довелось пробовать за свою карьеру, включая топовые вина Старого и Нового Света. Я часто говорю: «Если вы поставили вину 95 баллов, значит, 95% всего, что вы пробовали до этого, хуже этого образца». Есть и более щедрые конкурсы, но каждый балл выше 90 для меня имеет вес чугунной гири».

Миф 10. У Артура Саркисяна есть любимое вино

Одно из распространенных заблуждений — «вина-любимчики». Как отметил автор гида, такого вина не существует, это миф. «Для меня главное — это красота вина, его гармония как произведения винодела», — говорит Саркисян. «Может художник сказать, что он синюю краску любит больше зеленой? У каждой своя роль. Так и у вин: есть свои стили, свое настроение, но каждое из них может быть по-настоящему прекрасно. Знаю, что меня многие считают большим любителем красностопа золотовского. Я действительно считаю, что обращать внимание на уникальные автохтонные сорта винограда важно, причем в каждой стране, где они есть. Например, в Армении великий сорт — это «арени». В момент начала работы над гидом вина из «красностопа» стали настоящим прорывом в уровне, показали, как можно работать с этим сортом. Сейчас я не меньший фанат отличных вин из «цимлянского черного» и «кокура», которые могут получаться (хотя и не всегда получаются) из этих сортов».

Поделиться