Лариса Бодягина, МТС — о цифровизации кадровых процессов

«Создаем среду, которая помогает объединять всех вокруг одной идеи»

Обновлено 18 октября 2023, 12:09
пресс-служба
Фото: пресс-служба

Почему цифровизация HR-процессов остается сегодня наиболее важным трендом, РБК Отраслям рассказала вице-президент по управлению персоналом компании МТС Лариса Бодягина.

— Какие изменения на рынке труда, затронувшие российские высокотехнологичные компании, вы считаете наиболее важными?

— В ответ на события, которые переживает общество, происходит и изменение роли работодателя. В пандемию на первый план вышла забота о сотрудниках: возможность быстро организовать удаленный формат работы, обеспечить безопасность на рабочем месте, помощь в случае болезни, психологическую поддержку на фоне общей паники и беспокойства.

Последние три года мы, как работодатель, продолжали фокусироваться на поддерживающей роли, нужно было выстроить новую гибкую корпоративную культуру, в которой одинаково комфортно людям с разными ценностями, обеспечить психологическое благополучие сотрудников, которое напрямую влияет на благополучие бизнеса. К конкурентной зарплате, хорошему соцпакету, льготам на продукты экосистемы, наличию гибридного графика работы мы добавили ДМС с первого рабочего дня, возможности дополнительного обучения и консультаций с психологом. Один из ключевых факторов, который отмечают сотрудники и соискатели, — стабильность работы компании.

Еще одна тема становится только острее — поиск ИТ-специалистов. В ближайшие годы в России будет большая потребность в создании собственных систем и сервисов взамен зарубежных, ушедших с рынка. Поэтому теперь коммерческий сектор конкурирует за таланты не только в рамках своей индустрии, но и с разработчиками ПО и оборудования, и с государственными организациями.

Мы видим, что число экосистемных клиентов, а это клиенты, активно и сознательно использующие два и более сервиса или услуги МТС, за 2022 год выросло больше чем на 63%. Это значит, что мы растем, клиенты остаются с нами дольше, мы инвестируем больше в развитие цифровых продуктов. Все это дает возможность, с одной стороны, наращивать наем ИТ-специалистов (рост в четыре раза за 2022 год), с другой — предлагать им амбициозные задачи: участвовать в создании новых интересных сервисов. Это привлекает к нам по-настоящему драйвовых профессионалов с глубоким пониманием продуктов и рынка. Несмотря на турбулентность, отток ИТ-специалистов у нас снизился в два раза по сравнению с прошлым годом.

Цифровизация и автоматизация HR-процессов — еще один важный тренд. Например, в «МТС Финтех» 90% сотрудников уже перешли на электронный кадровый документооборот. На уровне компании сейчас реализуется большой проект по переходу на новые технологии для решения любых кадровых вопросов в один клик, а цифровые каналы по-прежнему остаются одним из важных источников коммуникации с нашими полевыми и фронтлайн-сотрудниками из телекома, техблока и розницы.

— В чем, на ваш взгляд, сейчас заключаются удачные практики работы с персоналом?

— Сегодня работодателям нужно искать новые смыслы для возвращения в офис тех, кто научился без него обходиться. При этом наблюдается мощный тренд на офлайн. После пандемии увеличилась ценность личного общения. У МТС несколько офисных пространств в Москве и множество в регионах, и зачастую сотрудники часть недели работают в основном офисе, часть проводят на встречах в офисах коллег по экосистеме. Так как большинство проектов в компании кросс-функциональные, это удобный рабочий формат.

Работодатель в ситуации неопределенности берет на себя поддерживающую функцию, играет роль сразу нескольких «министерств» для своих сотрудников. Во время кризиса они склонны искать у HR и руководства поддержки и ответов на свои вопросы. Пандемия научила нас оперативно узнавать информацию и молниеносно делиться ею с командами, создавать максимально понятные гайды для оформления документов, получения помощи, медицинской поддержки.

У нас регулярно проходят встречи с президентом компании, и общий уровень вопросов сотрудников — про очень простые вещи: от зарплаты до бытовых вопросов. Но и про внешние события легко могут спросить, ведь в команде есть свои юристы, финансисты, налоговые администраторы. Открытость топ-менеджмента позволяет сохранять доверие к этой экспертизе и заявлениям компании.

Во время пандемии среди работников крупных компаний психотерапия заняла второе место в соцпакете после ДМС. Она перестала восприниматься как стигматизирующее явление, теперь общение с психологом — способ восстановления внутреннего баланса и предупреждение выгорания, как спорт или прогулка в парке.

С точки зрения бизнеса это разумная мера для сохранения команд в здоровом и эффективном состоянии. Психотерапия лучше классических инструментов обучения помогает развивать soft-skills, без которых сегодня невозможно построить карьеру в ИТ-компании. Роль работодателя здесь — доносить до сотрудников, что потребность в поддержке — это нормально, и давать возможность получить эту поддержку.

— МТС трансформируется из телеком-компании в ИТ-корпорацию, в перспективе — в экосистему цифровых сервисов. Как эти планы влияют на подходы к корпоративному рекрутингу?

— Экосистемный подход позволяет нам предлагать соискателям безграничный опыт, охватывающий топовые сферы бизнеса. Если раньше сотрудник развивался как специалист телеком-компании, то теперь он участвует в кросс-функциональных командах, тесно работает как с другими подразделениями, так и компаниями внутри экосистемы. Он начинает мыслить не только конкретными возможностями, которые может дать клиентам в рамках своего продукта или услуги, но и как это можно интегрировать в смежные сервисы, условно связать книжный сервис «Строки» и фильмы в Kion, инструменты МТС Банка и сервиса Travel. «МТС Финтех» — одна из самых технологичных вертикалей экосистемы. Над финтех-сервисами и продуктами работают совместные команды из МТС Банка и «МТС Диджитал». Причем мы можем предложить работу и на b2c-аудиторию, и на b2b в зависимости от того, в каком направлении человек хочет развиваться.

Для привлечения молодых специалистов МТС активно сотрудничает с вузами. Недавно запустили курсы по backend-разработке на Golang на базе ВШЭ и по разработке рекомендательных систем на Python в рамках магистратуры по машинному обучению ИТМО. У нас открыта программа оплачиваемых ИТ-стажировок «МТС Интро» по разным направлениям — от полевой работы до системного администрирования и big data. К нам ежегодно приходят более 500 студентов, от 40 до 60%, в зависимости от направления, остаются работать в МТС. Исследования подтверждают, что в 2022 году МТС как работодатель стала очень интересовать студентов: в рейтинге Best Company Award Changellenge экосистема в десятке самых интересных компаний для трудоустройства и лауреат номинации «Прорыв года» по опросам студентов ИТ-специальностей.

Растет влияние HR-аналитиков на все процессы работы с персоналом и консультирование бизнеса. Все чаще они становятся правой рукой HRD в процессе найма. Мы изучили лучшие практики и инструменты аналитики, которые применяют коллеги из других направлений бизнеса, и приняли решение положить в основу нового продукта систему Celonis Process Mining, которая ранее использовалась в России только для аналитики в области продаж, маркетинга и закупок.

Нестандартный подход к решению вопроса помог увидеть потенциал в системе, которую ранее никто не рассматривал для задач HR. Мы адаптировали решение Celonis под потребности рекрутмента и создали первый в России дашборд, позволивший в несколько кликов получать прозрачную аналитику по подбору массового сегмента и быстро принимать выверенные решения на основе данных. За год средний срок закрытия вакансий сократился на три дня, а стоимость привлечения одного сотрудника снизилась на 5%.

Маркетинговые практики все чаще приходят в HR. CLV — показатель того, как долго клиент остается внутри экосистемы, — всегда был главным фокусом нашей стратегии. Теперь мы взяли этот показатель и в HR, чтобы получить возможность влиять на продолжительность сотрудничества с каждым специалистом.

Сотрудники МТС сегодня — это 63 тыс. человек разных профессий с разными компетенциями, опытом, работающих по всей стране во всех компаниях экосистемы. Мы создаем такую среду внутри компании, которая помогает объединять всех вокруг одной идеи, и сегодня — это идея трансформации в экосистему.

Поделиться