«Идеальный шторм»: как сейчас в России идет борьба за кадры
В условиях кадрового дефицита работодатели увеличивают фонды оплаты труда, соглашаются на гибкие условия работы и практически не сокращают персонал
В 2023 году главной проблемой для большинства работодателей стал поиск сотрудников. Об этом сообщили более 70% респондентов опроса, проведенного в конце года службой исследований hh.ru среди 529 российских компаний из ключевых сфер бизнеса. Чаще всего с этим сталкивались компании из сфер FMCG (79%), добычи и переработки ископаемых (77%) и HoReCa (77%). Три четверти работодателей отметили увеличение сроков найма, более трети — рост текучести кадров, еще 30% — спад уровня лояльности персонала.
При этом, несмотря на сложности с привлечением сотрудников, у каждой второй компании в 2023 году увеличилась численность персонала. Наибольшее расширение штата произошло в компаниях IT-сектора (64%), машиностроения (63%) и сферы финансов (59%). Больше половины работодателей (61%) сообщили о повышении зарплат, более трети (39%) — об улучшении условий труда работников.
Почему на рынке труда возник «идеальный шторм»
Среди внешних причин, вызвавших дефицит кадров, российские руководители называют события, произошедшие вследствие геополитической напряженности (62%), отсутствие профильных специалистов с требуемыми навыками под задачи бизнеса (52%), демографические проблемы (46%).
По словам профессора департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елены Варшавской, «идеальный шторм» на российском рынке труда обеспечила ситуация, когда в одной точке сошлись сразу три фактора. Первая фундаментальная причина — демографическая яма, появление которой было очевидно еще 25 лет тому назад, но на это никто долго не обращал внимания. Во-вторых, в результате изменений в системе среднего профессионального образования за последние десять лет в четыре раза сократилось число выпускников рабочих специальностей. К тому же среди этих выпускников преобладали специалисты для сферы услуг — автомеханики, ремонтники бытовой аппаратуры, парикмахеры, — а не станочники для промпроизводства.
«Все это еще не было так заметно, пока промышленность не росла, но сейчас, когда на заводы пришел гособоронзаказ, стало понятно, что заменить уходящих возрастных работников некем, а на то, чтобы вырастить квалифицированного рабочего высокого разряда, нужно несколько лет. Резкое изменение структуры спроса на труд за счет бюджетного импульса и стало третьей причиной кризиса», — объясняет эксперт.
По мнению члена генсовета «Деловой России», председателя совета директоров АО «Берега» Юрия Коробова, разбалансировка спроса и предложения остается одной из самых больших проблем рынка труда, испытывающего серьезное давление из-за происходящей трансформации экономики. «Бизнес подстраивается под новые условия, но из-за максимального спроса на специальности, не востребованные до этой трансформации, возникает некий перекос в специальностях и, соответственно, дефицит кадров», — говорит эксперт.
При этом Елена Варшавская обращает внимание и на «эффект самораскручивающейся спирали»: опасаясь потенциального дефицита кадров, связанного с их переманиванием и сложностью нового найма, работодатели начинают превентивно заявлять вакансии.
Рабочие руки растут в цене
Большинство (64%) участников опроса hh.ru согласились с тем, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024 году. Наибольшую озабоченность демонстрировали представители сфер строительства, гостиничного бизнеса и розничной торговли. При этом бизнес строит планы по приему новых сотрудников: увеличения штата сотрудников ожидают 84% компаний из сферы машиностроения, планируют нанимать новый персонал компании из IT (69%), строительства (66%), финансов (64%) и услуг для бизнеса и населения (59%).
Основными проблемами для бизнеса остаются рост заработной платы и спрос на персонал, отмечает член генсовета «Деловой России», генеральный директор ООО «Ивановская текстильная компания» Юрий Шилов. Усугубляет ситуацию и проблема неконкурентной борьбы за кадры, когда ряд компаний занижает требования к своим сотрудникам, считает эксперт. По его словам, в таких условиях люди идут туда, где работать проще, и даже при возможности карьерного роста за счет бесплатного корпоративного обучения делают выбор в пользу более простых задач в другой компании. «Это два основных вызова 2024 года: профессионалы переходят на более свободный график, а за низкоуровневые кадры приходится вести борьбу, поскольку при усложнении трудовых задач они могут уйти на другие предприятия», — резюмирует Шилов.
Сюда же можно отнести разбалансировку по уровню заработной платы, добавляет Юрий Коробов: «Когда крупная корпорация, закрывая свои нужды, набирает определенные кадры с завышенной зарплатой, на рынке труда еще долго остаются отголоски этого».
Побочным эффектом складывающейся ситуации может стать рост производительности труда. «С учетом кадрового дефицита бизнес должен вкладываться в технологии и оборудование, которые позволят продуктивно работать с меньшим числом сотрудников. Одновременно предпринимателю следует продумать, кто будет работать с этим оборудованием, как быстро обучить сотрудника или даже нанять высококвалифицированного экспата», — считает Шилов.
Кроме того, есть и основания для прогноза, что российский кадровый рынок постепенно стабилизируется, отмечает Коробов: «Это связано, например, с тем, что РФ снизила зависимость от нефтегазовой отрасли и создала возможности для работы в различных секторах».
Что помогает найти и удержать сотрудников
Стремясь минимизировать влияние негативных факторов на кадровую политику, работодатели практически перестали сокращать штаты — в 2023 году с этим частично столкнулись только 18% компаний, отмечают аналитики hh.ru. А также начали повышать заработные платы — об этом сообщили больше половины (68%) опрошенных компаний. Чаще всего росла зарплата в сферах машиностроения (82% респондентов), добычи ископаемых (72%) и строительства (70%). Меньше всего зарплаты повышали работодатели из IT-сектора — 44% опрошенных.
Аналогичные планы у бизнеса и на 2024 год. Согласно опросу hh.ru, более половины работодателей готовы увеличить бюджет на ФОТ (54%). В частности, о готовности повысить зарплаты сообщили 80% бизнесов с численностью сотрудников от 501 до 1 тыс. человек. Фокусно работать над удержанием сотрудников собирается 51% респондентов, обеспечивать гибкие условия труда, в том числе предлагать удаленную работу, — 45%.
По мнению экспертов, большая вариативность в отношениях с персоналом, в частности гибкий график работы, поможет снизить напряжение на рынке труда. Особенно это преимущество важно для молодежи, зачастую предпочитающей свободу престижной должности и даже более высокой зарплате, подчеркивает Елена Варшавская.
Российские бизнесмены одни из самых гибких в мире и оперативно меняются, адаптируя свою работу с персоналом под требования времени, утверждает Юрий Шилов: «Режим удаленной работы и гибридный график помогают удержать сотрудников. Мы тоже используем такие инструменты, но только в отношении высококвалифицированных кадров, которые не задействованы непосредственно на производстве». Кроме того, он советует шире смотреть на новые возможности для найма персонала и быстрее внедрять успешные практики: «Например, сейчас очень активно привлекаются кадры из Индии и Шри-Ланки».
Кадровая политика должна быть комплексной, добавляет Юрий Коробов. По его словам, бизнес сегодня активно занимается балансировкой рынка труда: использует политику мотивации, переобучение, ротацию, совмещение должностей, осваивание дополнительной профессии, увеличение зарплат. При этом удаленный и гибридный форматы, по его мнению, не работают в долгосрочной перспективе и, более того, могут стать опасной ситуацией для экономики в целом: «Кадры разъезжаются, теряется чувство корпоративной культуры, собранности, единения».
Как компании строят свои HR-бренды
Ситуация на рынке заставляет компании искать пути повышения собственной привлекательности в глазах соискателей, считает Юрий Шилов. «Без HR-брендинга невозможно строить сильную компанию, сильную команду и большие проекты. Речь идет не только о финансовой составляющей, но еще о корпоративной культуре, интересной работе, всестороннем развитии, тех же возможностях обучения, повышения квалификации. А так как сейчас люди быстро меняют профессии и пробуют что-то новое, важно не только быть сильнее прямых конкурентов, но и быть на уровне лучших компаний в данном регионе», — говорит эксперт.
В 2023 году наблюдалось много случаев, когда, например, компания была численностью до 5 тыс. сотрудников, переросла эту планку и перешла в группу крупнейших или из категории средних перешла в крупные, отмечает Нина Осовицкая, директор бренд-центра hh.ru, идеолог и методолог «Рейтинга работодателей hh.ru». По ее словам, для всего рынка труда и для экономики хороший знак, что все больше людей имеют возможность работать в достойных компаниях. Конкурировать в более крупных категориях рейтинга сложнее, замечает эксперт, но с другой стороны — это залог еще более пристального внимания к компании.
«В рейтинге 2023 года мы заметили, что очень большому количеству компаний, у которых нет яркого потребительского бренда и, соответственно, активной маркетинговой политики, крайне сложно в глазах соискателей добиваться узнаваемости и привлекательности. Скажем, банки или разные диджитал-сервисы все время на слуху, но крупной производственной компании требуется кратно больше усилий, чтобы конкурировать с известными брендами. Компаний, которые задумываются об этом и приходят в рейтинг, становится больше, и это пример грамотного и осознанного поведения на рынке труда», — считает Осовицкая.
Формирование позитивного представления о компании — серьезная маркетинговая работа, добавляет Юрий Коробов. «HR-брендинг, как и корпоративная культура, должен быть обязательным с самого основания компании. В России такой опыт стал накапливаться только с начала 2000-х годов. И наши отечественные особенности — это, конечно, инновационные технологии, которые зародились в наших реалиях и пережили все кризисы», — говорит эксперт.
17 апреля РБК проведет конференцию для малого и среднего бизнеса «Предпринимательский класс 2.0». Изучайте программу и успейте забронировать место в предпринимательском классе!