Как в Индии приманивают Tesla с помощью налогов

Обновлено 05 сентября 2024, 07:13

В марте 2024 года индийское правительство объявило о снижении пошлин на ввоз электромобилей. Это решение было принято после многолетнего лоббирования Tesla, которая планирует открыть свой первый завод в Индии

Shutterstock
Фото: Shutterstock

В январе 2024 года индийская газета Hindustan Times сообщила о планах Tesla инвестировать порядка $30 млрд в производство электромобилей в Индии в течение пяти лет. По информации издания, планы американской компании включают в себя прямые инвестиции в строительство завода в размере $3 млрд, обязательство в размере $10 млрд от партнеров компании, а также $15 млрд в развитие производства аккумуляторов в течение пяти лет. Таким образом, проект Tesla может стать самой крупной прямой иностранной инвестицией в Индию.

Эксперты предполагают, что на заводе в Индии будут собирать более компактный и дешевый электромобиль. Минимальная стоимость автомобиля составит $24 тыс. После выхода производства на полную мощность планируется производить 500 тыс. электромобилей в год.

Как писала Financial Times, для строительства завода Tesla выбирает между тремя штатами – Махараштрой, Гуджаратом и Тамилнадом, где есть порты, которые позволят экспортировать автомобили. Электрокар будут продавать в Индии, а также экспортировать в страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Африки, Южной и Восточной Европы. В Tesla также изучают возможность постройки в Индии завода по производству аккумуляторов — так называемой гигафабрики, аналогичной предприятиям компании в Калифорнии, Техасе, Шанхае и Берлине.

Большой торг

В марте 2024 года — вскоре после появления информации о планах Tesla — официальный Нью-Дели объявил об изменениях в политике в отношении импорта электромобилей. В соответствии с ней пошлины на импорт электрокаров стоимостью более $35 тыс. снижаются до 15% на пять лет. Это справедливо для компаний, которые обязуются наладить производство электрокаров в Индии в течение трех лет и вложить в него минимум 41,5 млрд рупий ($500 млн). Уровень локализации производства к третьему году должен составить как минимум 25%, к пятому – 50%. При этом максимальное число четырехколесных электромобилей, которые могут ввозиться по сниженной ставке, составляет 8 тыс. в год в течение пяти лет, если инвестиции в производство превысят $800 млн.

Решение Нью-Дели стало результатом длительного торга с Tesla. На сегодняшний день в Индии пошлина на импорт полностью собранных автомобилей стоимостью более $40 тыс. составляет 100%, автомобилей меньшей стоимости — 70%. Таким образом правительство защищает местных производителей и стимулирует иностранные компании открывать производства внутри страны.

Впервые Tesla попыталась выйти на индийский рынок в 2021 году. Компания сразу же попыталась добиться снижения пошлины на импорт электрокаров. Официальный Нью-Дели ответил отказом, заявив, что не намерен предоставлять стимулы отдельно взятому производителю. Кроме того, индийская сторона дала понять, что компании сначала придется взять на себя обязательство по локализации производства.

Лед тронулся в прошлом году. В мае 2023 года глава Tesla Илон Маск в интервью The Wall Street Journal назвал Индию интересным местом для строительства нового завода компании. С Маском в ходе своего визита в Вашингтон в июне встретился премьер-министр Индии Нарендра Моди. По итогам встречи глава компании заявил, что «Tesla появится в Индии настолько быстро, насколько это вообще возможно», и сообщил о планах посетить южноазиатскую страну в 2024 году.

В начале апреля 2024 года газета Hindustan Times со ссылкой на источник, знакомый с планами Tesla, сообщила, что компания начнет производство на своем заводе в Берлине праворульных электрокаров для индийского рынка. Электромобили, по плану Tesla, появятся на дорогах Индии до конца года. В середине месяца издание The Economic Times узнало, что еще несколько месяцев назад Tesla тайно заключила стратегическое соглашение с Tata Electronics о закупке полупроводников для своей глобальной деятельности.

10 апреля Илон Маск подтвердил, что в конце апреля планирует поехать в Индию и встретиться с Моди, однако позднее отложил поездку. «Очень серьезные обязательства в Tesla требуют отложить визит в Индию, но я очень жду визита в конце этого года», — написал предприниматель на своей странице в соцсети X.

Быстрорастущий рынок

Индия является третьим по величине автомобильным рынком в мире по объему продаж. Доля электрокаров пока составляет 2,4%, однако годовой темп роста этого сегмента рынка в 2023 году достиг 137%. По данным Министерства финансов Индии за 2022–2023 финансовый год, совокупный годовой темп роста рынка электромобилей (CAGR) будет составлять 49% в 2022–2030 годах, а к 2030 году объем продаж достигнет 10 млн единиц в год.

В настоящее время ключевыми игроками на рынке электрокаров в Индии являются местные производители. По данным аналитической компании Canalys, в 2023 году на индийском рынке электромобилей господствовала Tata Motors с долей 72%. Доля MG превысила 10%, Mahindra занимала 9% рынка. Доля Citroen достигла 3,5%, BYD — 2,8%, далее следовала Hyundai с долей 2%.

Одним из препятствий к развитию индустрии является нехватка зарядной инфраструктуры. По оценке консалтинговой компании Bain & Company, в Индии одна электрозаправочная станция приходится более чем на 200 электромобилей — по сравнению с 20 в США и менее чем десятью в Китае.

На индийском рынке электромобилей доминируют двухколесные транспортные средства, на долю которых приходится 85–90% от общего объема продаж всех транспортных средств с электродвигателем. Доля четырехколесных составляет 7–9% от объема продаж, трехколесных (электрорикш) — 5–7%. Большей популярности четырехколесных электромобилей препятствует их более высокая стоимость и меньшая мощность по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания в сопоставимом сегменте.

Развитие электромобильности

По плану правительства Индии, к 2030 году на долю электрокаров должно приходиться 30% продаж автомобилей. Индийские власти принимают ряд мер по стимулированию индустрии электромобилей. Эти усилия идут в русле борьбы с крайне высокой степенью загрязнения воздуха в индийских мегаполисах, прежде всего в Нью-Дели.

В сентябре 2021 года индийское правительство одобрило пятилетнюю программу стимулирования автомобильной промышленности, бюджет которой составил 260 млрд рупий ($3,5 млрд). В фокусе этой стратегии — стимулирование производства электро- и водородомобилей.

C 1 апреля 2024 года действует новая система поддержки индустрии электромобилей — Программа продвижения электромобильности (EMPS 2024). Она пришла на смену второй фазе Программы быстрого внедрения и производства электромобилей в Индии (FAME India Phase II) c бюджетом $1,3 млрд, действовавшей с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2024 года. Новая программа, бюджет которой составляет 5 млрд рупий ($60 млн), будет действовать до конца июля 2024 года. Она предполагает субсидии для двухколесных и трехколесных транспортных средств с электродвигателем.

Примечательно, что в индийской столице, которая ежегодно задыхается от смога в осенне-зимний период, с августа 2020 года работает отдельная программа по стимулированию использования электромобилей. Она приносит плоды: так, в декабре 2023 года на долю электромобилей пришлось 19,5% общего объема продаж всех транспортных средств в Нью-Дели.

Поделиться