Почему туристический сектор Индии вырос на 106% в 2023 году
Почти сразу после окончания пандемийных ограничений туристический сектор Индии стал устойчиво расти. При этом у такого роста есть особенность: помимо туристов из развитых стран, которые посещают страну, положительно на данный сегмент экономики влияет внутренний туризм
Индустрия туризма принесет экономике Индии около $24 млрд в 2024 году, прогнозирует India Brand Equity Foundation. При ежегодном росте в 9,6% в период с 2024 по 2028 год ожидается, что к 2028 году объем рынка достигнет $34,25 млрд.
Число иностранных туристов в Индии в 2023 году увеличилось на 64% по сравнению с 2022 годом. Это означает, что в период с января по декабрь 2023 года в страну прибыли 9,23 млн человек по сравнению с 6,43 млн за тот же период предыдущего года. Несмотря на столь впечатляющий рост, по данным Министерства туризма страны, сектор остается на 15,5% ниже допандемийного уровня в 2019 году. Вскоре, впрочем, ситуация может измениться: согласно исследованию экономического влияния Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), Индия скоро станет третьим по влиянию рынком в индустрии путешествий и туризма во всем мире.
Что происходит
Индия стала неожиданно популярной в 2024 году среди туристов из развитых стран. Еще в декабре 2023 года США стали главными «поставщиками» туристов для индийской экономики — на них пришлось 22,33% прибытий. Следом идет более близкая по духу и географически Бангладеш — 16,97%, а замыкают список Великобритания, Австралия и Канада. Благодаря такому масштабному притоку приезжих местный туристический сектор начал активно расти. Год к году наем в отрасли подскочил на 61%, свидетельствуют данные Indeed.
Всего к 2033 году в сфере гостеприимства и туризма в Индии будет создано 58,2 млн рабочих мест, пишут в Economic Times. По данным газеты, одна только Ассоциация отелей Индии прогнозирует наем 5 млн сотрудников в ближайшие 5–7 лет.
Большой приток гостей из развитых стран уже начал влиять на уровень услуг, отмечает издание. В 2023 году солидная доля выручки от туристов пришлась на отели, которые туристы бронировали самостоятельно. Однако в этом году ожидается, что ситуация изменится и крупнейшим источником дохода станет пакетный отдых. Согласно отчету ANI, на рынке ждут, что подобные туры купят 65 млн человек к 2028 году.
Причины роста и экономический эффект
Туристический поток в Индии был частично простимулирован усилиями чиновников страны по восстановлению туризма после пандемии COVID-19 и крупными инфраструктурными проектами. Например, строительством коридора Каши Вишванатх в Варанаси, который соединил храм и реку Ганг, облегчив доступ к двум наиболее знаменитым религиозным достопримечательностям в стране. Кроме того, за прошедшее десятилетие на улучшение транспортного сектора Индии было потрачено более $200 млрд, а количество аэропортов в стране удвоилось с 2014 года, отмечают в Booking.com и McKinsey.
Эти факторы, наряду с богатой культурой и историей, делают Индию привлекательным направлением для международных путешественников — аналитики прогнозируют, что к 2028 году страна примет 30,5 млн иностранных посетителей. Приток также стимулирует присутствие международных корпораций и инициативы индийского правительства по поддержке отрасли.
Не последнюю роль в развитии играет и внутренний туризм. В 2022 году число внутренних туристических поездок достигло 1,731 млрд, что значительно превышает показатель 2021 года — 677 млн.
О возросшей популярности местного туризма говорится и в отчете Travel Trendz Report 2023. В нем отмечается, что 81% индийских путешественников предпочитают исследовать пейзажи и культуру своей страны вместо поездок за границу. Такой выбор объясняется очень высокой ценой международных путешествий, более короткими перелетами и отсутствием необходимости получать визу.
Обратная тяга
Если долго всматриваться в Индию, Индия начнет всматриваться в вас, прогнозируют Booking.com и McKinsey. Согласно их отчету, к 2030 году индийцы могут занять четвертое место в мире по тратам на путешествия.
Благодаря росту экономического благосостояния и устойчивому росту экономики страна станет важным глобальным рынком для туристических поездок. На сегодняшний день Индия — пятая по величине экономика мира, а ее население (1,4 млрд) превысило население Китая. При этом Индия — молодая страна: средний возраст ее жителей составляет 27,6 года, что более чем на десять лет моложе, чем в большинстве крупных экономик. Более того, по прогнозам, к 2030 году потребление товаров и услуг, включая досуг и отдых, удвоится. Если добавить к этому сильное постпандемическое восстановление туризма и растущий аппетит к международным поездкам, то эти факторы указывают на значительный потенциал Индии для выездного туризма, считают аналитики.
Согласно прогнозам авторов доклада, уже в 2030 году граждане Индии совершат 5 млрд поездок. При этом общие расходы на зарубежные поездки достигнут $410 млрд. Траты вырастут вслед за экономическим ростом: по прогнозам, к 2030 году 13 млн домохозяйств в Индии будут иметь годовой доход $35 тыс. (в 2020 году такой доход был лишь у 2 млн домохозяйств). Аналитики считают, что по расходам индийские домохозяйства обгонят Индонезию, Филиппины и Таиланд.
Чтобы подготовиться к растущему спросу на путешествия, индийские авиакомпании уже заказали более 1 тыс. самолетов, в результате чего общее количество самолетов в стране к 2030 году составит от 1,5 тыс. до 1,7 тыс. Один только национальный перевозчик Индии Air India приобрел в июне 2023 года 470 самолетов Airbus и Boeing в рамках программы расширения парка, на которую компания выделила $70 млрд.
Уже сейчас, по словам генерального директора сети местных отелей Sarovar Portico Hotels & Resorts, индийские путешественники предпочитают совершать сразу несколько коротких поездок вместо одной или двух в год, как в остальных странах. И отдых в большинстве своем у индийцев длится дольше. В 2022 году 29% индийских путешественников провели в отпуске более 25 дней, что больше, чем у туристов из развитых стран, таких как Австралия (24%), Германия (23%) и США (15%).
Благодаря этому уже сейчас сектор туризма в экономике Индии составляет около 5% ВВП страны. Ожидается, что ежегодный рост этого сектора составит в среднем 7,8% в ближайшее десятилетие.
«Туристы из Индии стали более разборчивыми и склонными экспериментировать с тем, что хотят получить от поездки. Они открыты к уникальным, аутентичным и захватывающим впечатлениям, часто вдохновленным социальными сетями», — говорит СЕО Sarovar Portico Hotels & Resorts. А также они готовы тратить все больше и больше денег, следует из отчета McKinsey.