Смартфон каждому: как в Индии число устройств выросло на 70% за 15 лет
В 2009 году меньше 1,5% населения Индии владели мобильным телефоном или смартфоном. В 2023 году этот показатель увеличился до 71%. Аналитики уверены, что число владельцев в стране продолжит расти. Однако, указывают они, у такого роста есть особенности
Десять лет назад только у одного из десяти жителей Индии был свой мобильный телефон. В 2023 году ситуация в стране кардинально изменилась и позволила Apple сделать колоссальную выручку, продавая местным потребителям премиальные модели стоимостью более $1 тыс. При этом спрос на премиальные устройства есть не только со стороны обеспеченных индийцев.
Разбираемся, что стало причиной резких перемен на рынке смартфонов Индии и кто успел на них заработать.
Взрывной рост
Индия — страна с самым большим потенциалом роста рынка смартфонов, считают аналитики. В первую очередь объясняется это тем, что она занимает первое место в мире по численности населения (1,44 млрд человек на май 2024 года), и только у двоих из троих есть сотовый. Причем и тот появился недавно.
Рынок мобильных телефонов за прошедшие 15 лет сделал в Индии гигантский рывок. По данным Statista, в 2009 году лишь у 1,48% населения Индии был хотя бы один мобильный телефон. В 2013 году число владельцев смартфонов и мобильников достигло 10%, а в 2021 году перевалило за 60%. По итогам 2023 года их число составило 71%. К 2040 году проникновение сотовой связи в стране, по оценкам аналитиков, достигнет 96%.
Тотальная «смартфонизация» Индии стала одним из проявлений так называемой цифровой революции. Так назвал свою реформу премьер-министр Нарендра Моди. О ее начале было объявлено 1 мая 2015 года. Суть реформы в том, чтобы сделать цифровые услуги доступными для всех жителей страны. Для этого нужно было решить две проблемы: провести интернет в сельскую местность и повысить цифровую грамотность населения.
Реформа состоялась: график показывает, что именно с 2015 года начался вертикальный взлет числа пользователей смартфонов в стране. Впрочем, критики утверждают, что наличие собственного телефона с доступом к «электронному правительству» вряд ли сделает повседневную жизнь индийского крестьянина легче, если не заниматься решением его конкретных проблем.
Сообщения о негативном влиянии смартфонов на жизнь индийцев уже возникают. Издание The Times of India в феврале 2024 года опубликовало результаты опроса, согласно которому жители страны в среднем в половине случаев включают телефон, не имея какого-то определенного намерения. То есть за последние десятилетия более чем у половины жителей страны возникла еще одна вредная привычка.
Период бурного роста на рынке смартфонов в Индии завершился, а за ним может последовать спад, считают эксперты и наблюдатели. В 2022 году, по данным Statista, объем поставок смартфонов по Индии составил около 144,3 млн единиц — примерно на 10% меньше, чем в предыдущем году (160,7 млн единиц).
В 2023 году среди индийцев старше 44 лет уменьшилось число владельцев сотовых телефонов до 14 с 19% в 2022 году. Такое может происходить в случае, если новая активно внедряемая технология оказалась не такой полезной, как можно было предположить изначально. По данным IDC, в 2024 году рынок смартфонов в Индии либо не вырастет вообще, либо его рост составит всего несколько процентов.
Доступный iPhone
Сейчас на рынке Индии представлены все ведущие производители смартфонов, востребованы все ценовые сегменты, но есть нюанс. Как сообщает IDC, в 2023 году заметно просел средний ценовой сегмент смартфонов, а росли продажи либо дешевых, либо премиальных моделей.
По данным аналитиков, сегмент «дешевле $100» вырос в 2023 году с прежних 18% рынка до 20%. Лидирует в сегменте Xiaomi, также в списке в прошлом году появились POCO и Samsung. Массовый бюджетный сегмент (от $100 до $200) просел до 44 с 51%, здесь лидерство делят вендоры Vivo, Realme и Samsung.
Устройства стоимостью от $200 до $400, которые часто называют «начальным премиальным сегментом», в 2023 году ничего не потеряли, но и не приобрели — за ними числится 21% рынка. Самые популярные марки — Vivo и OnePlus. Среднепремиальный сегмент ($400–600) составляет 5% доли рынка, продажи в нем за год выросли на 27%. Самой продаваемой маркой здесь является OnePlus.
Премиальный сегмент ($600–800) теперь занимает 3% рынка Индии, рост в нем за год составил 23%. В 2023 году он был представлен моделями iPhone 13, Galaxy S23/S23 FE и OnePlus 11. Причем доля Apple сокращается, а доля Samsung растет, указывают в IDC.
Суперпремиальный сегмент (от $800) показал самый заметный прирост продаж (86%), и его доля выросла с 4 до 7%. Лидер продаж здесь — iPhone от Apple (68% сегмента). Вендор Samsung со своими флагманами занимает 30%.
Данные аналитиков указывают на то, что в Индии усугубились проблемы, связанные с экономическим неравенством. При этом у популярности премиальных телефонов есть еще одна причина. Как рассказал Economic Times Чанду Редди, директор ретейл-сети Sangeetha Mobiles, объединяющей 800 магазинов, после пандемии в стране наметился тренд менять смартфоны как можно реже. В среднем сейчас индиец покупает новый телефон на 6–12 месяцев позже, чем он это делал до пандемии. Как следствие, даже те, у кого реальный располагаемый доход уменьшился, стараются покупать смартфоны премиум-класса, надеясь, что они прослужат дольше.
Популярные устройства
Самым продаваемым брендом смартфонов в Индии остается Samsung, которому по состоянию на 2023 год принадлежит 17% рынка. За счет роста премиальных продаж южнокорейский бренд достиг исторического максимума средней цены продажи $338. Между тем за год его продажи сократились на 5%.
На втором месте китайский Vivo с 15,2% рынка — у этого производителя растут как объемы поставок (плюс 8%), так и средняя цена продажи (плюс 9%). Вендор Realme сейчас отвечает за 12,5% рынка и удерживает за собой третье место, хотя и потерял 2% с прошлого года. Его ставка на бюджетные устройства на сегодняшний день оказалась проигрышной.
Специализирующийся на сверхбюджетном сегменте Xiaomi, по данным Statista, был самым популярным поставщиком смартфонов в Индии в 2020 году, затем он уступил свою позицию конкурентам. Сейчас, по сведениям IDC, Xiaomi занимает четвертое место с 12,4% рынка.
Компания Apple с 6,4% рынка занимает лишь шестое место, уступая OPPO, но его успех в ушедшем году был впечатляющим. Компания продала 9 млн устройств. Их средняя стоимость составила $940.
Популярные приложения
Помимо государственных услуг в электронном виде жителям Индии стали доступны многочисленные коммерческие приложения. Некоторые из них добились большого успеха. Так, платежная система Unified Payments Interface (UPI) после запуска в 2016 году росла в среднем на 147% в год. В 2017/18 финансовом году объем переводов составлял 920 млн рупий. В 2022/23 финансовом году он вырос на два порядка и достиг уже 83,75 млрд рупий. На сегодняшний день сервис является десятым по популярности приложением в Индии, самым популярным платежным приложением (он опережает даже Google Pay) и первым из приложений местного происхождения.
На четырнадцатом месте в общем списке — индийский стриминг JioCinema, который принадлежит Viacom18, совместному предприятию Reliance Industries и Paramount Global. Стриминг также был основан в 2016 году. Сервис до сих пор активно расширяет свое присутствие в стране, выпускает больше десятка оригинальных шоу, а в мае 2023 года открыл возможность платной премиум-подписки. В Viacom18 заявили, что в финансовом году, закончившемся 31 марта 2023 года, получили выручку в размере 45,9 млрд рупий; чистая прибыль при этом составила 93,4 млн рупий.