Операция «Индия»: как Disney пытается выжить на стриминговом рынке страны

Обновлено 05 сентября 2024, 07:12

Стриминговые сервисы Disney и Reliance Industries объявили о намерении создать совместное предприятие. Объединенный бизнес на рынке оценивают в $8,5 млрд и считают главным претендентом на звание монополиста на стриминговом рынке Индии

disneyandmore.blogspot.com
Фото: disneyandmore.blogspot.com

В феврале 2024 года индийский конгломерат Reliance Industries и компания Walt Disney объявили о слиянии своих телевизионных и стриминговых активов в Индии. Таким образом компании создали совместное предприятие, которое на рынке оценивают в $8,5 млрд. Оно станет одним из крупнейших игроков на индийском развлекательном и медиарынке.

Для Disney слияние стало следствием длительной борьбы за прекращение оттока пользователей из ее стримингового бизнеса в Индии и финансового напряжения, вызванного миллиардными выплатами за права на трансляции матчей по крикету в Индии. Теперь же вместе с Reliance компания сможет лучше конкурировать за местный рынок, считают аналитики Bloomberg.

Свершившаяся сделка подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается индийский рынок развлечений, указывают в Yahoo Finance. Несмотря на быстрый рост и миллионы пользователей, здесь большая конкуренция, которая требует от иностранных компаний огромных инвестиций, на которые они не всегда готовы.

Что произошло

Компании Disney и Reliance подписали соглашения об объединении принадлежащих им компаний — Star India и Viacom18 — в единое совместное предприятие, говорится в сообщении на сайте Disney. Reliance вложит в новую компанию около $1,4 млрд и получит над ней контроль: ей достанется 16,34% акций структуры напрямую и еще 46,82% через Viacom18. Disney будет владеть 36,84% акций и станет миноритарием.

Disney вышла на рынок Индии благодаря контролю над Star India. Это произошло в 2019 году, после того как за $71 млрд частью Disney стала компания 21st Century Fox (материнская компания Star India). С тех пор Disney постоянно испытывает трудности с индийским бизнесом, указывают СМИ.

Проблемы усугубились, когда «дочка» Disney потеряла права на трансляцию Индийской премьер-лиги по крикету в 2022 году, уступив их Reliance. По данным Reuters, в июле 2023 года компания Disney начала искать возможность избавиться от своих активов.

Нынешнее слияние еще должны одобрить регуляторы и акционеры. Как ожидается, сделку закроют ближе к четвертому кварталу 2024 года либо в начале 2025-го. В Disney рассчитывают, что совместное предприятие станет одной из лидирующих в Индии платформ для развлекательного и спортивного контента на рынке онлайн-стриминга и традиционного ТВ. После слияния активов у нее будет больше 750 млн зрителей в Индии и потенциальный выход на индийскую диаспору по всему миру.

Кроме того, благодаря подобному партнерству СП получит эксклюзивные права на прокат и дистрибуцию фильмов и сериалов Disney, а также его продакшен в Индии.

Несмотря на «наполеоновские планы», Disney ожидает в текущем квартале неденежных убытков в диапазоне от $1,8 млрд до $2,4 млрд в связи со сделкой. Около половины от этой суммы пойдет на списание активов Star India, чтобы привести их к рыночной стоимости перед продажей, говорится в документах Disney.

Почему Индия

Индия с населением почти 1,5 млрд человек за прошедшие несколько лет стала точкой притяжения иностранных медиаконгломератов. И это неудивительно**,** считают аналитики: индийский стриминговый рынок ожидает роста до $4,1 млрд по итогам 2024 года.

Медиарынок страны устойчиво растет уже несколько лет подряд, пишет Economic Times, поскольку в Индии увеличивается проникновение интернета, которое подстегивает спрос на контент. К 2029 году рынок может дорасти до $5,8 млрд_._По данным аналитической компании Ampere Analysis, в других развивающихся странах этот показатель гораздо ниже.

Однако американским медиакомпаниям нелегко пробиться на местный рынок. Индийские потребители не всегда готовы платить за стриминговые платформы благодаря бесплатным, поддерживаемым рекламой моделям местным поставщикам контента и повальному пиратству.

Сейчас рынок поделен в основном между JioCinema и Viacom18 («дочки» Reliance Industries), Star India («дочка» Disney), Sony и местной Zee Entertainment. «Это довольно фрагментированный медиаландшафт», — объясняет Нил Андерсон, старший аналитик Ampere Analysis, отметив, что местные игроки имеют гораздо более крупный рекламный бизнес, а также более мощный производственный потенциал в области развлечений и спорта.

На сегодняшний день Disney+ Hotstar и JioCinema вместе контролируют около 31% подписной базы стриминга в Индии (это свыше 428 млн зрителей). Согласно данным аналитической платформы Comscore, сервисы Netflix и Prime Video значительно отстают, имея около 8% зрителей каждый, отмечает Comscore.

Однако, несмотря на трудности и жесткую конкуренцию, стриминги Netflix и Amazon Prime Video смогли «откусить» от рынка ранее неохваченный кусок зрителей с высоким уровнем дохода, сделав упор на локализацию западных хитов и местное производство. Благодаря этому компаниям удалось занять значительную долю сегмента платежеспособной аудитории. Для того чтобы увеличивать свое присутствие на рынке Индии, теперь от них потребуются значительные денежные инвестиции, отмечают аналитики Bloomberg.

В свою очередь, Disney+ Hotstar и JioCinema обходят конкурентов за счет спортивных трансляций. Например, в 2023 году JioCinema заплатила $2,8 млрд за эксклюзивные права на трансляцию турнира по крикету Indian Premier League (IPL) — одно из самых просматриваемых спортивных событий в Индии. А Disney+ Hotstar получила эксклюзивные права на интернет-трансляцию в Индии Уимблдонского теннисного турнира, одного из самых просматриваемых спортивных событий в мире.

На сегодняшний день, согласно статистике, с СП Disney и Reliance конкурировать практически невозможно. Совместно JioCinema и Disney+ Hotstar имеют почти одинаковые по размеру библиотеки контента. Согласно данным Reelgood, по сравнению с индийской библиотекой Netflix их совокупная коллекция фильмов и телешоу на 73 и 45% больше соответственно. Новое совместное предприятие также включает в себя более 30 тыс. единиц лицензионного контента от Disney.

Не получится составить конкуренцию новому лидеру рынка и у Amazon. В феврале компания объявила о планах потратить $840 млн на развитие бизнеса в Индии для привлечения «следующих 250 млн подписчиков» за пределами США, но силы явно не равны.

Что это значит для Disney

Для Disney сделка имеет критическое значение, поскольку компания стремится сохранить свое присутствие в Индии в условиях глобальной потери подписчиков в течение 2023 года и решения снизить расходы на $5,5 млрд. Сокращение расходов также включает увольнение 7 тыс. сотрудников по всему миру, писало ранее CNBC. Соглашение с Reliance также указывает на решение Disney сменить стратегию по привлечению зрителей, считает Bloomberg.

Для компании стриминговый рынок Индии будет играть все большую роль: поскольку за годы, прошедшие после слияния с Fox, бизнес Disney по строительству парков развлечений замедлился, линейное ТВ-подразделение «сжалось», а стриминговый бизнес, запущенный в конце 2019 года, пока не приносит прибыли. В то же время цена акций компании в 2023 году достигла многолетних рекордных минимумов.

Во время презентации финансового отчета компании в ноябре 2023 года гендиректор Disney Боб Айгер признал наличие проблем на индийском рынке, но уверял акционеров, что компания «хотела бы остаться» в Индии.

Другие иностранные игроки с похожими проблемами не справляются и предпочитают отступить. Так, всего через две недели после объявления сделки Disney компания Paramount заявила, что продает свою 13-процентную долю в индийской медиакомпании Viacom18 компании Reliance примерно за $517 млн. В январе 2024 года Sony Group Corporation прекратила свою более чем двухлетнюю попытку объединить свой телевизионный и потоковый бизнес в Индии с местным гигантом Zee Entertainment Enterprises Limited, сделка была на $10 млрд.

Боб Айгер также заявил акционерам, что стриминговый бизнес Disney «на самом деле неплохо работает» в Индии, хотя именно под давлением местных игроков компания на самом деле и пошла на слияние с Reliance, отмечает The Variety. В 2022-м компания не смогла получить права на потоковое вещание на сезоны 2023–2027 годов индийского турнира по крикету Indian Premier League, которые приобрела «дочка» Reliance Industries, и начала показывать трансляцию бесплатно. После такого маневра тогда еще конкурента Disney потеряла десятки миллионов зрителей.

Поделиться