Почему индийский конкурент Uber заявил об уходе с международного рынка
В индийском стартапе Ola заявили, что прекращают свою деятельность на территории Великобритании, Австралии и Новой Зеландии и сконцентрируются на развитии своего бизнеса в Индии. Компания также намеревается провести IPO, но до сих пор не объявила дату и стоимость
Один из крупнейших агрегаторов такси в Индии — стартап Ola — сворачивает свою деятельность за пределами страны. В компании решились на экспансию еще 2018 году. Первой зарубежной страной для Ola стала Австралия, за ней сервис появился в Новой Зеландии и Великобритании.
В Ola предполагали, что создание экосистемы такси за пределами Индии имеет большой финансовый и технологический потенциал. В 2024 году в стартапе признали, что экспансия не удалась, и компания решила сконцентрироваться на развитии продукта внутри Индии и закрыла иностранные филиалы. Кроме того, по стартапу сильно ударил COVID-19, из-за которого пришлось сократить около 5 тыс. сотрудников.
Конкурент Uber
Агрегатор такси Ola — индийский стартап, придуманный двумя программистами: Бхавишем Агарвалом и Анкитом Бхати, выпускниками Индийского института технологий Мумбаи. После выпуска Бхавиш устроился в местный филиал Microsoft и проработал там больше двух лет. Во время одной из поездок на индийском такси водитель высадил Бхавиша посредине пути. Это подтолкнуло его к созданию собственного агрегатора такси, и в 2010-м появился сервис OlaCabs.
Главный продукт компании — агрегатор такси. На сегодняшний день с помощью приложения Ola пользователь может заказать такси более чем в 250 городах, и к нему приедет один из 1,5 млн водителей. У Ola на выбор доступны мопеды, авторикши и обычные такси. Согласно финансовым отчетам, прибыль компании за 2023 год составила 2,5 млрд рупий ($30 млн). Годом ранее компания потеряла 660 млн рупий, или $7,9 млн. На сегодняшний день Ola занимает 59% рынка такси в Индии. На родине с агрегатором конкурирует Uber, а также небольшие локальные сервисы, такие как Meru и EasyCabs.
Владеет Ola компания ANI Technologies Pvt. Ltd. Управляют ею те же Бхавиш Агарвал и Анкит Бхати: первый занимает должности председателя совета директоров и CEO, а второй — директора по технологиям. В январе 2024 года компания отчиталась о результатах предыдущего финансового года: выручка за отчетный период выросла на 42%, до 28 млрд рупий (около $335 млн), чистый убыток удалось снизить с 15,22 млрд рупий ($182 млн) до 7,72 млрд рупий ($92 млн).
В 2021-м агрегатор оценивали в $7,3 млрд. За время своего существования в Ola инвестировали $3,84 млрд. Первый большой приток инвестиций случился в 2012 году, когда фонд Tiger Global Management вложил в компанию $5 млн. Самое же большое вложение сделал китайский технологический гигант Tencent. В 2017-м он инвестировал $1,1 млрд в «противостояние Uber в Индии». В разное время в компанию вкладывались Matrix India, SoftBank Internet and Media, Steadview Capital и Hyundai. За 14 лет состоялось 25 инвестиционных раундов, в которых приняли участие 142 инвестора.
Все еще не на бирже
Несмотря на внушительную оценку стоимости и большой поток инвестиций, компания до сих пор не провела IPO. О планах разместить свои акции на одной из российских бирж в Ola рассказывают с конца 2021 года, но сроки фактического размещения постоянно отодвигаются, и на сегодняшний день точной даты нет.
Сейчас компания собирается выпустить IPO после Ola Electric — еще одной компании, где Бхавиш Агарвал является CEO. Они занимаются производством электромотоциклов и инфраструктуры для них. За 2023 год общая выручка компании составила 28 млрд рупий ($334 млн), а соотношение прибыли к убыткам выросло до 43%. Производитель также расширил свою сеть по работе с клиентами: на данный момент она составляет 935 шоурумов и 392 сервисных центра. Точной даты IPO Ola Electric тоже нет, однако в декабре 2023 года компания предоставила SEBI (Совет по ценным бумагам и биржам Индии) черновой вариант заявки. Из него следует, что Ola Electric собирается выпустить примерно 95,1 млн акций по 10 рупий в начале 2024 года. Около 75% достанется QIB (банкам, страховым компаниям и фондам), 15% — NII (частным лицам, подписанным на IPO компании), не более 10% останется для свободной торговли. Это означает, что компания не до конца уверена в успешности IPO, поскольку большая часть акций уходит финансово стабильным организациям, для которых убытки от неудачного выхода на биржу будут не такими критичными.
Эксперты считают, что покупка акций Ola Electric может оказаться довольно рискованной. Во-первых, у компании всего несколько моделей электроскутеров и небольшой опыт производства. Из-за этого она может столкнуться с большим количеством дефектов и брака на производстве, что скажется на времени поставок и репутации бренда. Уже сейчас покупатели жалуются на проблемы со скутерами. Один из клиентов Ola Electric в видео на YouTube рассказал, что уже на протяжении месяца не может получить ответ от сервисного центра. Еще один пожаловался, что купил бракованный экземпляр и филиал компании отказал ему в ремонте, при этом указав, что они отвечают только за продажи. Также у одного из магазинов клиенты устроили забастовку.
Во-вторых, компания очень сильно зависит от управленцев разных уровней, а поскольку отточенных механизмов производства и цепочек поставок нет, их уход может негативно повлиять на производство. В-третьих, производитель может не выдержать конкуренции и быстрого развития рынка электротранспорта.
Ola нужно IPO Ola Electric, потому что компания хочет стать больше чем просто агрегатором такси. Сервис по-прежнему будет предоставлять услуги такси, но делать это на транспорте собственного производства. Это превратит компанию из агрегатора в полноценного игрока на рынке электротранспорта.
Еще в марте 2023 года в Ola Electric собирали $300 млн на «корпоративные нужды». В компании тогда заявляли, что хотят расширить свою линейку двухколесного и четырехколесного транспорта. Также они подписали MoU (memorandum of understanding — меморандум о договоренности) с правительством индийского штата Тамилнад: стороны договорились создать самый масштабный EV-хаб в мире. Он будет включать в себя фабрики по производству транспорта и требуемой экосистемы. Именно из-за этого в Ola решили уйти из других стран и развивать экотранспорт в Индии, а также предоставлять услуги по его аренде, использованию в такси.
Сейчас Ola, как и Ola Electric, оправилась после пандемии и других трудностей и стабилизировала прибыль, указывают на рынке.