Сооснователь ClubFirst: «Бизнесменам важна поддерживающая среда»
Серийный предприниматель и сооснователь делового сообщества ClubFirst Максим Карпов — о бизнес-образовании, менторстве и важности формирования окружения и поддерживающей среды
Бизнес-образование — весьма развитый и высококонкурентный рынок в России, на котором представлены проекты международного уровня. Но в целом классическому образованию свойственно одно фундаментальное ограничение — это скорость реагирования на происходящее. Подготовка качественной образовательной программы занимает месяцы, а иногда и годы. И контекст, в рамках которого она создавалась, может радикально измениться. Опыт последних лет, когда трансформация в экономике, политике и обществе происходит с фантастической скоростью, тому подтверждение. И это серьезно ослабляет практическую ценность бизнес-образования.
Даже в условиях стабильной среды анализ и обобщение деловых практик — крайне затратный с точки зрения времени процесс. И данные любого исследования быстро устаревают, их невозможно внедрить в рамках классического обучения.
Все это создает нишу для инфобизнеса, который использует актуальные тренды и сомнительные по своей сути, но легкодоступные и красиво упакованные рекомендации, чтобы монетизировать запрос реального бизнеса на работающие здесь и сейчас инструменты. Под видом волшебной таблетки продается в лучшем случае плацебо, содержащее набор банальных рекомендаций, не создающее никакой пользы, а иногда и приносящее очевидный вред.
Уверен, для того чтобы успевать отвечать на все более сложные и неожиданные вызовы, предпринимателю нужна среда, которая даст ему доступ к самым успешным современным практикам. К той информации, которая актуальна сегодня. Такую среду формируют деловые клубы.
Зачем бизнес-клубы нужны предпринимателям? Я бы выделил несколько факторов. Первый — весьма утилитарный. Вместе с другими успешными людьми можно делать куда более масштабные проекты и брать новые высоты. Поэтому деловые сообщества, в которых есть правильная адмиссия и эффективные внутренние правила взаимодействия, — это отличный базис для кратного ускорения темпов роста бизнеса. Многолетняя статистика международных деловых клубов YPO, Vistage или ЕО показывает, что бизнесы их участников в среднем растут в два-три раза быстрее, чем у конкурентов.
Но есть и второй фактор — менее очевидный, но не менее важный. Речь идет о возможности для уже состоявшегося бизнесмена взглянуть на привычные вещи глазами других людей, также достигших высшей степени профессионализма в своей дисциплине. Узнать то, что не расскажет никакой профессор в бизнес-школе. Участие в деловом сообществе — это способ воплотить в своей жизни не на словах, а на деле концепцию lifelong learning, непрерывного образования, критически важного в постоянно меняющемся мире. Деловые клубы не заменяют, но дополняют бизнес-школы, давая в режиме реального времени бизнесменам доступ к передовому опыту их коллег-одноклубников со всего мира.
В нашем клубе около тысячи участников — это успешные бизнесмены из 20 стран, которые ведут деловую активность более чем в ста странах. Опираясь на их опыт, всегда можно найти решения для своего бизнеса — выход на новые рынки, доступ к передовым технологиям, поиск необходимых для развития ресурсов.
Менторство становится одним из стандартов внесения своего вклада в развитие общества для успешных бизнесменов, на мой взгляд, куда более важным, чем финансовая благотворительность. Ведь самое ценное, что у них есть, — это опыт, позволивший добиться значимых высот. Передавая его молодым предпринимателям, они демонстрируют, как кратно увеличить эффективность, создать еще больше рабочих мест и прорывных продуктов. Для самого наставника это также возможность найти нового делового партнера, пусть менее опытного в бизнесе, но смотрящего на все свежим взглядом, энергичного и голодного до больших свершений. Наконец, менторство — это отличный способ систематизировать свои знания.
Мы в ClubFirst запустили менторскую программу, нацеленную на вовлечение членов клуба в качестве наставников для наиболее перспективных проектов предпринимателей-участников. И стали партнером Конкурса лучших новых отечественных брендов, проводимого фондом «Росконгресс» и Агентством стратегических инициатив. В конкурсе участвовало более 12 тыс. проектов, а многие победители получили менторов из нашего клуба.
В экосистеме ClubFirst есть и сообщество ClubFirst Future, объединяющее молодых предпринимателей, это будущее российского бизнеса. Многие его участники также получили наставников из числа бизнесменов клуба. А вместе с тем и доступ к их опыту, связям и ресурсам, в том числе инвестиционным.
Скоро мы запустим отдельное направление, в рамках которого участники ClubFirst будут выступать наставниками детей своих одноклубников, решивших связать себя с бизнесом.