Эксперты РБК оценили долю нелегального оборота в РФ в 10% от всей розницы

Обновлено 05 июня 2024, 09:42

Нелегальный оборот в России достиг почти 5 трлн руб. ежегодно. Таким образом, он вырос более чем в полтора раза за четыре года и в пять раз превысил среднемировой показатель, говорится в исследовании РБК. Среди лидеров по незаконной продукции — одежда, табачная продукция и продукты питания

Евгений Ленов/ТАСС
Фото: Евгений Ленов/ТАСС

Доля нелегальных товаров на российском розничном рынке по итогам 2023 года составила 10,1%. Это пятикратно превышает общемировой показатель. Такие выводы содержатся в аналитическом обзоре компании «РБК Исследования рынков» (входит в медиахолдинг РБК). Среди причин — западные санкции, рост инфляции, мораторий на проверки бизнеса и развитие интернет-маркетплейсов.

Под контрафактом понимается использование бренда без разрешения правообладателя вкупе с копированием оригинального товара. В исследовании авторы учитывали и другие виды нелегальной продукции, в частности контрабанду, когда оригинальный товар ввозят в Россию, минуя таможенные органы. Рынок такой нелегальной продукции в России за минувшие четыре года вырос на 58% в текущих ценах. Так, если в 2020 году в России было продано нелегальных товаров на сумму 3,1 трлн руб., то в 2023 году — уже 4,9 трлн руб., говорится в обзоре.

Аналитики объясняют это санкциями со стороны стран Запада, легализацией параллельного импорта и ростом онлайн-продаж. «Все это естественным образом повлияло на рост нелегальной продукции, попавшей на российский рынок», — отмечают составители обзора.

Если рассматривать структуру каждого потребительского рынка, то эксперты выделяют fashion-товары, косметику, парфюмерию, табачную и никотинсодержащую продукцию как наиболее пострадавшие от нелегального оборота категории товаров. В этих группах доля нелегальной продукции составляет до 17%, следует из отчета.

Аналитики подсчитали, что в 2023 году суммарный объем налога на добавленную стоимость (НДС), недополученного федеральным бюджетом от нелегального оборота, составил 976,9 млрд руб. — это около 13,6% от текущего объема поступлений НДС.

При этом в денежном выражении основной удар от серого оборота приходится на табачную отрасль. Потери бюджета только от недополученных государством средств от акцизов оцениваются в 123,7 млрд руб. для рынка табачной и никотинсодержащей продукции; в 55,3 млрд руб. — для рынка алкоголя.

Более трети (36%) россиян, участвовавших в исследовании РБК, сообщили, что сталкивались с нелегальной продукцией в последние годы. При этом больше половины из их числа (54,4%) упомянули, что покупали нелегальную табачную продукцию. Почти 43% сталкивались с контрафактной одеждой или обувью. По мнению россиян, основным каналом продаж нелегальных товаров являются рынки и ярмарки (54% респондентов), на втором месте — маркетплейсы (36,9%), а на третьем — интернет-магазины (32,2%). При этом, согласно оценкам аналитиков «РБК Исследования рынков», 40,4% оборота теневого рынка товаров приходится на розничные магазины; 37,3% — на маркетплейсы и интернет-магазины. Еще 22,3% продаж нелегальной продукции обеспечивают рынки и ярмарки.

«Нелегальная продукция не только лишает российскую экономику существенного объема налоговых поступлений и мешает здоровой конкуренции, но и в большинстве своем обладает низким качеством. Более того, она потенциально может быть небезопасной для здоровья потребителей, в особенности если речь идет о лекарствах, детских товарах, пищевых продуктах, алкогольных напитках, табачной продукции», — отмечают эксперты «РБК Исследования рынков».

В рамках исследования аналитики собрали открытые данные Росстата, Федеральной таможенной службы (ФТС) России и других госорганов. Также они провели всероссийский социологический опрос, в котором поучаствовал 1981 респондент из всех федеральных округов России. Респонденты были равномерно распределены по всем демографическим показателям — таким как возраст, пол и уровень дохода.

Поделиться