Менеджер маркетплейсов: кто это, что делает и какие навыки ему нужны
Менеджер маркетплейсов играет значительную роль для бизнеса в современных условиях, когда онлайн-торговля стала занимать все более важное место в экономике. Разбираемся, что конкретно подразумевает эта должность и как нанимать подобных специалистов
Содержание
- Кто такой менеджер маркетплейсов
- Плюсы и минусы профессии
- Что делает менеджер маркетплейсов
- Как проходит обучение менеджера маркетплейсов
- Навыки менеджера маркетплейсов
- Сколько зарабатывает менеджер маркетплейсов
- Перспективы карьерного роста
- Формат работы менеджера маркетплейсов
- Как нанять хорошего менеджера маркетплейсов
Кто такой менеджер маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов — это специалист, который занимается продажами товаров компании на различных онлайн-площадках. Его задачи включают в себя организацию продаж, управление ассортиментом, работу с ценами, а также продвижение продукции на маркетплейсах. Он понимает, как работает маркетплейс и взаимодействует с такими площадками, как «Яндекс Маркет», «Мегамаркет», Ozon, Wildberries, AliExpress, и другими. Менеджер маркетплейсов также анализирует продажи, работу конкурентов и тенденции рынка, чтобы укрепить позиции бренда своей компании на используемых платформах.
Такой специалист помогает компании расширить аудиторию, получить доступ к новым рынкам, повысить узнаваемость бренда, оптимизировать контент, запускать рекламу.
Плюсы и минусы профессии менеджера маркетплейсов
Чтобы принять взвешенное решение о работе менеджером маркетплейсов, стоит подумать о плюсах и минусах этой профессии.
Плюсы
- Высокая востребованность. Маркетплейсы — важный канал продаж для самых разных компаний. Специалист, который может не только управлять циклом продаж, но и увеличивать их объем, востребован всегда.
- Быстрый вход в профессию. Обучающие курсы длятся несколько месяцев и обычно проходят в онлайн формате. Получить профессию можно, проживая в любом регионе. После курсов выпускники приступают к поиску работы.
- Карьерные возможности. Профессия менеджера маркетплейсов включает в себя сразу несколько направлений: закупки, продажи, маркетинг и даже предпринимательство. Варианты развития карьеры здесь действительно разнообразны.
- Удаленная работа. Такой формат работы позволяет стать менеджером в столичной или иностранной компании, не выходя из дома.
Минусы
- Многозадачный режим работы. Так как профессия представляет собой смесь нескольких направлений, нужно уметь переключаться между ними без потери качества работы. Не всем подходит такая деятельность.
- Переработки. Стандартного рабочего дня с 9 до 18 может не хватить для решения всех задач. В таком случае придется пожертвовать своим вечером или выходными днями.
- Негатив и стресс. В процессе работы менеджеру необходимо договариваться с самыми разными людьми, а также реагировать на негативные сообщения от клиентов. Сосредоточиться на сути проблемы, не поддаваясь эмоциям, может не каждый.
- Конкуренция на маркетплейсах. Тысячи компаний продают свои товары на маркетплейсах. Конкуренты перенимают методы продвижения друг у друга. Целеустремленные и работоспособные менеджеры часто придумывают и претворяют в жизнь новые способы продвижения товаров.
Что делает менеджер маркетплейсов: обязанности
Менеджер маркетплейсов имеет широкий спектр обязанностей, связанных с управлением деятельностью компании на различных онлайн-площадках. Основные задачи менеджеров маркетплейсов:
- Регистрация магазина на маркетплейсе. Сюда входит создание учетной записи магазина, оформление страницы организации, карточек товаров, прикрепление необходимых документов (лицензий, сертификатов).
- Анализ рынка и конкурентов, создание на его основе маркетинговой стратегии и рекламных кампаний продвижения товаров.
- Управление ассортиментом. Отслеживание запаса товаров, добавление новых позиций, управление ценами и акциями.
- Взаимодействие с партнерами и поставщиками. Менеджер налаживает контакты и поддерживает отношения, согласовывает условия сотрудничества, контролирует качество поставляемого товара.
- Контроль за логистикой и доставкой товаров, взаимодействие с логистическими компаниями и фирмами, предоставляющими фулфилмент.
- Оптимизация контента. Менеджер создает карточки, следит за качеством описания товаров и добавленных фотографий, оптимизирует ключевые слова для повышения видимости на площадке.
- Взаимодействие с покупателями: ответы на их вопросы и отзывы, решение проблем клиентов.
- Аналитика и отчетность: анализ данных о продажах, посещаемости, рекомендации по улучшению эффективности работы маркетплейса.
- Координация работы проекта: обеспечение взаимодействия всех сотрудников: от дизайнеров до контент-менеджеров.
- Менеджер маркетплейсов следит за соблюдением правил и политик площадки, а также отслеживает изменения в работе маркетплейса.
Как проходит обучение менеджера маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов занимается продажами, закупками и маркетингом. Обычно обучение этой специальности включает в себя прохождение специализированных курсов и изучение необходимых программ, а также практический опыт работы на реальных проектах. Шаги, которые можно предпринять для получения необходимых навыков:
- Пройти курсы по электронной коммерции и работе маркетплейсов. Изучить основы работы маркетплейсов, стратегий продаж, оптимизации контента и другие аспекты управления на этих площадках.
- Пройти обучение методам цифрового маркетинга, включая управление рекламой, аналитику данных, SEO и SMM.
- Изучить основные принципы техники продаж, ведения переговоров и управления продажами на онлайн-платформах.
- Приобрести практический опыт. Например, пройти стажировку под руководством опытного менеджера маркетплейса. Самому создать карточки товаров, оптимизировать магазин на маркетплейсе, провести анализ продаж.
При поиске работы на позицию менеджера маркетплейса может быть полезен диплом в таких сферах, как маркетинг, управление проектами, электронная коммерция. Получение сертификата в области управления электронной торговой площадки или цифрового маркетинга также увеличит шансы на трудоустройство. Недельные курсы по обучению профессии менеджера маркетплейсов могут быть полезны в качестве дополнительного образования или для повышения квалификации, но их, скорее всего, будет недостаточно, чтобы полностью освоить все аспекты работы и стать менеджером маркетплейса.
Навыки менеджера маркетплейсов: что должен уметь специалист
У менеджера маркетплейсов должно быть множество навыков и компетенций, чтобы быть востребованным специалистом. Среди необходимых:
- Умение работать с данными, анализировать продажи, проводить исследования рынка, делать выводы для оптимизации стратегии.
- Знание маркетинга, продвижения товаров и услуг на маркетплейсе, понимание цикла продаж.
- Навыки управления проектами и командой — умение распределять задачи, контролировать их выполнение и достигать поставленных целей.
- Умение вести переговоры с поставщиками и партнерами.
- Для успешного оформления магазина (например, карточек товаров) и наполнения его контентом необходимо обладать навыками копирайтинга и SMM.
- Умение работать с программами бухгалтерского и складского учета, а также с сервисами аналитики и сервисами для автоматического управления рекламными ставками.
- Владение Excel на продвинутом уровне.
Важно также быть в курсе актуальных тенденций и инноваций в области электронной коммерции, чтобы эффективно анализировать продажи, запускать рекламу, управлять маркетплейсом и повышать свою конкурентоспособность.
Сколько зарабатывает менеджер маркетплейсов: какую зарплату платить
По уровню квалификации маркетплейс-менеджеры делятся на junior, middle и senior.
Junior (начинающий). Обычно это специалист, имеющий небольшой опыт работы в этой области. Он может заниматься базовыми задачами, такими как создание карточек товаров, взаимодействие с клиентами, контроль поставок товаров на склад, анализ данных под надзором более опытных коллег. Его уровень дохода составляет 30–70 тыс. руб.
Стажеры и менеджеры, которые получают свой первый опыт, обычно начинают с заработной платы в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб. за магазин.
Middle (опытный). Маркетплейс-менеджер этого уровня обычно имеет более значительный опыт работы, способен самостоятельно решать более сложные задачи, такие как разработка маркетинговых стратегий, управление командой, аналитика продаж, запуск рекламных кампаний. Зарплатная вилка здесь — 55–120 тыс. руб.
Senior (профессионал). Специалист, обладающий портфолио успешных кейсов на разных площадках. Эксперт в управлении маркетплейсами, разработке высокоэффективных стратегий и управлении крупными проектами. Уровень дохода 120–300 тыс. руб.
Перспективы карьерного роста менеджера маркетплейсов
В зависимости от амбиций конкретного человека и масштабов компании, можно вырасти в конкретном направлении, либо совмещать несколько ведущих позиций. Например, можно стать руководителем отдела продаж или маркетинга, коммерческим директором, специалистом по развитию бизнеса. Получив достаточно опыта и поняв, как работает маркетплейс, можно открыть свой бизнес и развивать его на российском или иностранном рынке.
Формат работы менеджера маркетплейсов
В настоящее время менеджеры маркетплейсов работают преимущественно удаленно. Однако в разных компаниях могут встречаться разные форматы работы и типов занятости. Так, например, менеджер может работать в офисе, либо на территории склада. Рабочий день может быть как полным, так и с частичной занятостью. Также можно поработать менеджером маркетплейса на проекте. Активный фрилансер может совмещать работу с несколькими магазинами.
Как нанять хорошего менеджера маркетплейсов
Чтобы взять на работу компетентного специалиста, рекрутерам необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:
- Определиться с требованиями к кандидату и задавать на собеседовании вопросы, которые позволят оценить его знания и опыт в сфере маркетплейсов. Обратить внимание на аналитические способности соискателя, его навыки ведения переговоров и умение решать проблемы.
- Оценить реальный опыт кандидата, попросив представить портфолио успешных проектов и рекомендации от предыдущих работодателей.
- Проверить компетентность менеджера можно с помощью практического тестового задания, предложив ему провести анализ конкурентов на выбранном рынке или смоделировать сценарий взаимодействия с продавцами и покупателями на маркетплейсе.
- Если на позицию претендует человек без опыта, то его кандидатуру можно рассмотреть, если он обладает аналитическими способностями, показывает высокую мотивацию к изучению нового, умеет работать с основными компьютерными программами и сервисами.