Как локализуется в России производство электротехнических товаров

Обновлено 27 июня 2024, 15:07

О перспективах электротехнического рынка в России после ухода мировых производителей, о заводах, ранее принадлежавших международной группе Legrand, и о запуске нового бренда Daccord рассказал генеральный директор ООО «Легран», АО «Контактор», ООО «ЭБС» Максим Левин

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— По данным исследователей из Step by Step и Росстата, с 2020 года производство электротехнического оборудования росло, причем в 2022 году его было произведено почти на 1,4 трлн руб., а за девять месяцев 2023 года — почти на 1,5 трлн руб. Совпадают ли такие оценки с вашими, что происходило в отрасли последние два года?

— Российский рынок электротехнического оборудования в целом не теряет своей привлекательности за счет существенных инвестиций в развитие инфраструктуры производственных мощностей, а также строительства. Сегмент, в котором работает наша группа компаний, включает в себя электроустановочные изделия, модульные автоматические выключатели, аппаратуру защиты и коммутации электрических сетей, а также кабель- и мини-каналы с аксессуарами. По нашим оценкам, объем этого сегмента в 2023 году составил около 170 млрд руб. и продолжает расти.

Наш рынок во многом зависит от объемов жилищного строительства, который в 2023 году вырос на 7,5%. Кроме того, за последнее время из России ушли крупные международные компании, происходит перераспределение объемов между локальными игроками, что позволяет более уверенно инвестировать в локальное производство. Это положительно сказывается на отрасли, появляется все больше отечественных производителей, предлагающих достойное качество продукции. Скорее всего, такая динамика сохранится еще два-три года.

В части потребительских предпочтений существует запрос на лаконичность дизайна и электрику, интегрированную в интерьер, — люди все чаще выбирают неброские, органично вписывающиеся в дизайн варианты. В этом парадокс комфорта — производители много работают, чтобы их продукция незаметно делала жизнь потребителей лучше.

Еще один тренд — реже используется монобрендовое оборудование для всей квартиры, что отчасти связано с временным дефицитом продукции в связи с уходом иностранных компаний. Мы работаем над тем, чтобы заполнить эти ниши.

— В 2022 году, после ухода ведущих мировых производителей, часть из них продали линии локальным игрокам. Что произошло с мощностями Legrand? Как была организована работа на них?

— Менеджменту компании удалось добиться, чтобы мощности не останавливались ни на один день. Предприятия работали все это время и продолжают выпускать продукцию, к которой привык наш потребитель. У нас четыре производственные площадки, которые до октября 2023 года принадлежали группе Legrand. На предприятии в Ульяновске, которое на момент своего открытия в 2022 году было самым современным предприятием группы в мире, выпускаются электроустановочные изделия, модульные автоматические выключатели, аппаратура защиты и коммутации электрических сетей 0,4 кВ до 6300 А, кабель-каналы, мини-каналы и аксессуары к ним. На эту же площадку переехал завод «Контактор», приобретенный группой Legrand в 2007 году и уже более 80 лет выпускающий электротехническое оборудование для различных отраслей промышленности. Совместная работа двух предприятий на одной площадке позволяет распространять лучшие практики, в том числе европейскую культуру производства, на оба завода, оперативно обмениваться опытом внедрения инноваций в производственный процесс, подбирать решения в части импортозамещения. Завод в Санкт-Петербурге производит конвекторы и системы отопления.

Мы сохраняем технологические принципы и системы менеджмента качества, которые были заложены Legrand при формировании производственного кластера в России.

Продолжает работу и наш испытательный центр электрооборудования (ИЦЭО), основанный еще в 1960-е годы. В четырехэтажном комплексе смонтированы 60 испытательных стендов, на которых мы тестируем не только свою продукцию, но и продукцию других производителей. Если проводить параллели с автомобилями, то большинство видов наших испытаний напоминают краш-тесты. Например, коммутационные испытания, во время которых на оборудование подаются электротоки силой до 160 кА. Вся наша продукция проходит испытания в обязательном порядке. Также все это время продолжали работать два наших учебных центра в Ульяновске и Москве, ежегодно готовящие более 9 тыс. специалистов для отрасли, что особенно важно для рынка труда сегодня.

— Удалось ли завершить локализацию, или часть комплектующих приходится завозить из других стран?

— На момент совершения сделки с группой Legrand около 70% комплектующих уже были локализованы. Сейчас мы производим большинство изделий полностью локально — в кратчайшие сроки было создано собственное конструкторское бюро, где мы с нуля готовим нужные чертежи и разрабатываем часть деталей. По плану мы должны полностью завершить локализацию в ближайший год. Сейчас ее уровень можно оценить в среднем в 90%, по некоторым линейкам продукции этот уровень уже приближен к 100%. Наши внутренние переходные процессы не влияют на наше продуктовое предложение. У нас есть достаточный запас продукции под брендом Legrand на складе, и мы стремимся обеспечить гармоничный и бесшовный переход от Legrand к новому бренду.

— Какие бренды придут на смену этой марке?

— Активы Legrand в России приобрела IEK Group — устоявшийся игрок на рынке электротехнической продукции в России, отмечающий 25-летие в этом году. Но было принято решение, что мы не войдем в группу брендов IEK, а продолжим свое развитие как самостоятельная группа компаний — стратегический партнер IEK. При этом стояла задача разработать новую торговую марку на смену Legrand. Эту работу мы завершили и теперь представляем рынку наш новый бренд — Daccord. Во французском языке это слово означает согласие с предложением или со сказанным — как наше «хорошо» или «договорились» (оно пишется с апострофом, но мы решили его опустить для более гармоничного визуального восприятия и простоты написания).

Daccord выходит на рынок под слоганом «Удобно работать. Комфортно жить». Он отражает суть нашей компании: мы производим продукцию и предлагаем решения, которые делают работу и жизнь наших потребителей и партнеров максимально комфортными. Речь о неизменно высоком качестве, эстетике и дизайне. Отдельно подчеркну, что профессионалы электротехнического рынка всегда отмечали удобство монтажа и простоту эксплуатации нашей продукции. По сути, покупатель получает привычное ему качество, только под новым брендом.

— По условиям сделки с Legrand вы должны были обсуждать с группой новый бренд или были свободны в выборе?

— Это было полностью нашим решением, и мы надеемся, что нам удастся обеспечить преемственность в восприятии нового бренда.

— Что сейчас происходит с клиентским портфелем компании? Трансформация рынка и бренда отразилась на нем? Как удалось сохранить лояльность партнеров и клиентов?

— Ключевой пул партнеров со времен группы Legrand остался с нами. Их лояльность нам удалось сохранить благодаря качеству продукции, гибкой ценовой политике и многолетнему сотрудничеству. А еще контрагентам всегда важно быть уверенными в будущем — и у нас есть понятная концепция развития предложения на ближайшие три года. Кроме того, у нас сильная производственная команда. Средний срок работы многих сотрудников в нашей группе компаний превышает десять лет. Наконец, на всех предприятиях внедрены современные принципы управления.

Сыграло роль и то, что остается доступным широкий ассортимент нашей продукции. Так, на складах в Дмитрове и Ульяновске не менее 20 млн единиц электротехнического оборудования, а с учетом больших запасов импортной продукции, которая была ранее завезена, но не продавалась в силу санкций и политики французской группы, совокупный объем доступного оборудования составляет около 30 млн единиц. Мы больше не будем импортировать эту продукцию на российский рынок, но будем продавать то, что имеется на нашем складе.

— Как вы оцениваете перспективы рынка и вашей компании на нем? На каких направлениях планируете сосредоточиться в ближайшее время?

— Daccord в ближайшие годы будет сосредоточен на разработке продукции и решений для жилых, коммерческих, административных и промышленных объектов. Под этой торговой маркой будут выпускаться: обновленное модульное оборудование, новые линейки электроустановочных изделий, удлинители и тройники, а также современные решения для организации рабочих мест. Мы планируем развивать текущее продуктовое предложение, дополнять ассортимент товарами с новыми функциями и в трендовых цветах.

Еще один наш бренд, «Контактор», продолжит развитие на рынке профессионального силового оборудования в промышленном сегменте.

В целом перспективы электротехнического бизнеса в стране мы оцениваем положительно. Так, на начало 2022 года до 70% рынка электротехники, включая изделия промышленной автоматизации, в России занимали ведущие европейские производители. А сейчас доля зарубежных компаний, которые ушли с рынка, снизилась в 5–10 раз в зависимости от бренда и типа продукции. В результате ожидаемо освободился ряд продуктовых ниш (как правило, это продукция среднего ценового сегмента и выше).

Как я уже упоминал, развивается жилищное строительство: его рост за 2023 год стал рекордным за весь период наблюдения с 1991 года и побил предыдущий рекорд 2022 года. Да и в целом производство за предыдущий год выросло на 3,5%, а рынок энергетического машиностроения вырос более чем на треть, и мы рассчитываем, что эта тенденция продолжится.

Поделиться