Ненавязчивый сервис: почему экспорт услуг из Индии замедляется

Обновлено 29 июня 2024, 07:00

Темпы роста экспорта услуг из Индии в 2024 году замедлились до трехлетнего минимума. В первую очередь снизились поставки за рубеж услуг в области IT, где Индия традиционно сильна

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Эксперты связывают замедление с эффектом высокой базы и слабым ростом экономик развитых стран, которые являются главным направлением индийского экспорта. Впрочем, даже несмотря на относительное охлаждение, экспорт услуг из Индии в среднесрочной перспективе вряд ли потеряет стабильную динамику роста на уровне 5% — его поддерживает как общий спрос в сегменте IT, так и особые индийские глобальные центры поддержки (GCC), позволяющие экспортировать востребованные услуги без релокации специалистов.

Медленный период

В начале мая Резервный банк Индии (RBI) опубликовал статистику экспорта услуг из страны, из которой следует, что в начавшемся 2024-м финансовом году он снизился до трехлетнего минимума. Прирост составил лишь 4,9%, до $341,1 млрд. Снижение произошло после активного двухлетнего роста, который обеспечил высокую базу, что и стало одной из причин замедления. Чистый экспорт услуг при этом вырос на 13,6%, до $162,8 млрд. Импорт услуг сократился на 2%, до $178,3 млрд, по итогам 2023-го финансового года, закончившегося 31 марта. По предварительным данным за 2024 год, общий экспорт товаров из Индии сократился на 3,2%, до $437,1 млрд, что привело к дефициту торгового баланса на $240,2 млрд.

В индийском экспорте услуг доминирует экспорт ПО, несмотря на то что его доля снизилась с 48,1 до 46,2%. Однако рост показывает сегмент «прочих бизнес-услуг», то есть в первую очередь услуг IT-специалистов, предоставляемых через индийские глобальные центры поддержки (GCC), а также услуг в области исследований и разработка (R&D) — на них приходится 25,4% от общего объема в 2024-м финансовом году (при 24,1% за аналогичный период прошлого года).

Партнер Capital Lab Евгений Шатов полагает, что рост экспорта услуг из Индии замедлился в связи с эффектом «высокой базы», а также «за счет снижения спроса из-за скромных темпов роста экономик развитых стран, в особенности США, остающихся главным направлением индийского экспорта».

Относительно слабые темпы роста их экономик объясняются сохранением в США и ЕС высоких процентных ставок на протяжении длительного периода времени, поясняет аналитик. «Сокращение экспорта услуг произошло в основном за счет снижения экспорта транспортных услуг, IT-услуг (ПО и техподдержка) и профессиональных услуг», — говорит он.

Экспорт услуг Индии определяется, в первую очередь, IT-услугами и услугами аутсорсинга бизнес-процессов (BPO), консалтинговыми услугами, а также исследованиями и разработками, при этом большая часть экспорта все еще приходится на услуги в IT-сфере. Независимый финансовый аналитик Андрей Бархота говорит, что замедление уровней экспорта «вполне ожидаемо, потому что экономика циклична и не может постоянно расти двузначными темпами».

Непосредственно замедление в сфере экспорта услуг Бархота связывает в том числе с конкуренцией среди мировых IT-специалистов, услуги которых неизбежно глобально перераспределяются, и также высокой базой. «В целом в прогнозах индийской экономики мы не видим какого-то серьезного замедления. Экспорт услуг тоже будет расти, просто умеренными темпами, на уровне 5% максимум», — полагает он.

По мнению Шатова, Индия также будет демонстрировать стабильный рост экспорта услуг в среднесрочной перспективе. «Дефицит торгового баланса является давней проблемой индийской экономики. Страна больше импортирует, чем экспортирует, и сложившаяся ситуация оказывает дополнительное давление как на национальную валюту, так и на индийских предпринимателей, но совокупный дефицит торгового баланса сократится за счет ожидаемой уверенной динамики экспорта услуг», — считает он.

По данным ВТО, в 2023 году Индия занимала пятое место среди ведущих мировых экспортеров коммерческих услуг (за исключением торговли внутри ЕС), однако по сравнению с предыдущим годом ее доля осталась на прежнем уровне (5,4%). При этом Индия опустилась на шестое место среди крупнейших импортеров коммерческих услуг (без учета торговли внутри ЕС) — ее доля снизилась с 4,8 до 4,2% в 2023 году_._

Амбициозная цель

Правительство Индии поставило перед собой амбициозную задачу по наращиванию уровня совокупного экспорта товаров и услуг — его целевой показатель должен достичь $2 трлн к 2030 году. В 2020 в Индии запустили программу стимулирования производства, охватывающую 14 секторов экономики. Ее целью стали поддержка местных производителей и снижение зависимости от импорта. Программа уже начала приносить результаты, особенно в таких секторах, как электроника. «Ее влияние может быть усилено производственной стратегией глобальных игроков, которые стремятся диверсифицировать свои производственные базы, выводя их из Китая», — отмечает Евгений Шатов.

Андрей Бархота рассказывает, что, поскольку индийские программисты и ряд других специалистов объективно являются одними из самых востребованных специалистов в мире, правительство Индии разработало механизм, препятствующий оттоку кадров из IT-индустрии. Их услуги поставляются через индийские глобальные центры поддержки (GCC), обеспечивающие экспорт профессиональных услуг. Это специальные центры поддержки экспорта, созданные в первую очередь для привлечения местных талантов, оптимизации операционной эффективности и выхода на новые рынки. Эти центры предоставляют широкий спектр функций и возможностей, IT, исследования и разработки (R&D), финансы, человеческие ресурсы, поддержку клиентов, аналитику и управление бизнес-процессами.

«Соответственно, индийские программисты, оставаясь гражданами и резидентами Индии, разрабатывают и отправляют готовый продукт через центры. Фактически это некий предпринимательский акселератор, который позволяет, не допуская оттока кадров, устраивать индийских программистов на высокооплачиваемые рабочие места и обеспечивать их заказами», — говорит Бархота.

По данным Goldman Sachs, выручка GCC в Индии выросла почти в четыре раза и составила $46 млрд на 2023-й финансовый год. «За тот же период количество таких крупных центров увеличилось более чем вдвое — с 700 до 1580, при этом в секторе было занято около 1,3 млн человек (11,6% в годовом выражении), в результате чего общая численность персонала в 2023-м финансовом году достигла 1,7 млн человек», — указывает Андрей Бархота. Таким образом, GCC остаются существенным драйвером роста экспорта услуг.

Евгений Шатов напоминает, что в 2022–2023-м финансовом году на фоне западных санкций резко вырос поток импорта из России в Индию, достигнув в итоге 6,5%. «Две трети от общего объема импорта пришлись на сырую нефть: каждая пятая бочка поступила в том году в Индию из России, а товарооборот между странами достиг рекордных $49,3 млрд, превысив цель 2025 года в $30 млрд, поставленную еще в 2014 году», — подчеркивает аналитик. В секторе индийских услуг в торговых отношениях с РФ лидируют грузоперевозки сырьевых товаров. В следующем году, вероятнее всего, «импорт из России будет оставаться стабильным, а по мере того, как будет понятно, что Россия может дополнительно закупать в Индии, объемы могут даже и вырасти». Впрочем, следует учитывать, что рупия не является свободно конвертируемой валютой и поэтому возможности ее использования за рамками торговых отношений с Индией ограничены.

Поделиться