Как социальная сфера оказалась на гребне цифровой волны

Обновлено 28 июня 2024, 14:08

Председатель Социального фонда России Сергей Чирков — о том, как цифровые сервисы меняют взаимоотношения между государством и пользователями социальных услуг

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Технологическая революция стремительно меняет все отрасли экономики и жизнь человека. Предоставлять услуги в несколько кликов, экономить время и предвосхищать потребности людей стало нормой. В работе Социального фонда России (СФР) за последние пять лет произошли большие перемены. Оформить пособие, льготы, пенсию, — все это сегодня можно сделать онлайн. На федеральном портале «Госуслуги» можно получить в цифровом виде все 44 услуги фонда. При этом большая часть мер соцподдержки реализуется фондом на основе принципа социального казначейства, предполагающего минимальное участие гражданина в оформлении, а в некоторых случаях и вовсе без личного участия — беззаявительно, по факту наступления тех или иных жизненных событий. Планируется перевести в этот формат все 73 меры поддержки, которые есть в России сегодня.

Катализатором цифровой трансформации СФР стала пандемия COVID-19, когда забота государства потребовалась огромному количеству людей, а офисы многих организаций закрылись на карантин. Соцфонд провел работу по настройке электронного обмена сведениями между ведомствами и организациями, фиксирующими жизненные ситуации граждан. Это позволило фонду действовать на опережение, предлагая гражданам оформить социальные услуги и меры господдержки, на которые они имеют права. Это стало началом проактивного формата оказания услуг.

Межведомственное взаимодействие — одна из основ социального казначейства. Благодаря ему люди освобождаются от сбора документов, подтверждающих право на господдержку. Пример — единое пособие на детей. Семьям, нуждающимся в материальной помощи государства, достаточно подать на портале госуслуг заявление — и сотрудники СФР сами запросят в МВД, ФНС, Росреестре и других организациях сведения о составе, доходах и имуществе семьи. Мамам и папам теперь никуда не нужно ходить с документами. В то же время, обрабатывая заявление о едином пособии на детей для семьи из трех человек, СФР направляет порядка 200 запросов в различные ведомства и организации. Сбор и анализ данных о социальном статусе граждан — кропотливая работа. Но благодаря настроенному электронному документообороту сроки оказания гражданам социальных услуг и назначения выплат существенно сократились.

В ряде случаев граждане получают от Соцфонда уведомление о том, что в связи с их жизненной ситуацией у них возникло право на те или иные меры поддержки. В 2023 году СФР разослал 5,4 млн таких уведомлений. Больше половины из них связаны с беременностью, рождением ребенка, достижением детьми или взрослыми определенного возраста. А взаимодействие отделений СФР с архивными организациями упростило учет стажа граждан для последующего назначения страховой пенсии.

Логичным шагом после проактивного формата стал беззаявительный порядок оказания услуг Социальным фондом. Впервые он был применен в апреле 2020 года при оформлении материнского капитала, а потом был расширен и на другие меры поддержки. Ежегодно Соцфонд беззаявительно обеспечивает выплатами почти 5 млн человек. Среди них — родители новорожденных, люди с инвалидностью, Герои России и Герои труда, ветераны боевых действий, граждане, потерявшие близких родственников.

Более эффективно решать такие задачи позволит Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере (ЕЦП), которая станет информационной базой социального казначейства. В ней будет собрана вся информация о гражданах, которая необходима для автоматизации и ускорения назначения мер поддержки. При этом ЕЦП обеспечивает защиту личных данных граждан. Первая очередь ЕЦП уже действует, идет подготовка к запуску второй очереди.

Электронные сервисы в социальной сфере адресованы десяткам миллионов людей. И эффект их внедрения не ограничивается повышением качества отдельных услуг. Цифровизация позволяет оптимизировать использование бюджетных ассигнований по социальным программам и повышать качество государственного управления отраслью. Происходящие изменения меняют отношения между гражданами и государством, также способствуя решению стратегической задачи повышения уровня жизни в стране.

Соцфонд старается держать граждан в курсе всех изменений: ведется информационная кампания на официальном портале sfr.gov.ru и в социальных сетях фонда. Семь сервисов СФР входят в десятку лучших сервисов «Госуслуг», составленную на основе оценок пользователей портала. В 2023 году индекс удовлетворенности граждан услугами Социального фонда вырос и достиг 4,7 балла.

Поделиться