На «Иннопроме» обсудили музейное будущее промышленного оборудования
На Международной промышленной выставке «Иннопром-2024» (16+) состоялась сессия «На свалку или в музей? Что делать со старым промышленным оборудованием», которую организовала и провела Трубная металлургическая компания (ТМК). Актуальная тема объединила экспертов в области истории, архитектуры, археологии, создания музеев и индустриальных кластеров.
Эксперты обсудили важность сохранения старого промышленного оборудования, выведенного из эксплуатации, отметили его культурно-историческую ценность и предложили несколько инициатив для его интеграции в современное общественное пространство и образовательные кластеры.
Важная проблематика этого обсуждения в том, что у оборудования, которое использовалось до XX века, больше шансов найти свое место в музеях. Однако у станков прошлого столетия, ставшего символом бурного индустриального развития, почти нет возможности стать экспонатами, так как их культурная значимость не всегда осознается.
В ходе обсуждения прозвучало несколько предложений. Например, составить реестр оборудования, которое после списания достойно занять место в музее. Так, Константин Бугров, доктор исторических наук, замдиректора Института истории и археологии Уральского отделения РАН, подчеркнул необходимость разработки интегрированной программы для сохранения промышленного наследия и предложил идею создания Музея трудового подвига — площадки-агрегатора для оборудования, которое заводы не могут сохранить самостоятельно.
Бугров также отметил успехи в этой области на примере музейного комплекса «Северская домна», расположенного на площадке Северского трубного завода (СТЗ, входит в ТМК) в Полевском Свердловской области. Один из главных экспонатов музея — сохранившаяся в отличном состоянии доменная печь. Этот выдающийся образец промышленной архитектуры Урала середины XIX века позволяет полностью понять процесс выплавки чугуна в те времена.
«Жизнь станка не заканчивается, когда его остановили, — отметила руководитель направления промышленного туризма ТМК Анна Трепалова. — Когда мы сохраняли пилигримовый стан на СТЗ, мы не думали о том, сохранен ли где-то такой еще в России или в мире. Мы его сберегли в первую очередь для завода и его сотрудников. Мне кажется, что такой подход дает не просто вторую жизнь станку, а больше понимания себя и своей причастности к этому великому наследию».
Уникальность «Северской домны», по мнению Трепаловой, заключается в наглядности: историческая часть расположена рядом с современным производством, позволяя увидеть, как развивался завод. Что особенно важно, такие экспозиции имеют не просто общеисторическое значение, но и особую культурную ценность для региона. Поэтому важно вовлекать в процесс местные сообщества и заводских сотрудников.
Другой удачный пример сохранения промышленного наследия — креативный кластер «Октава» и Музей станка в Туле, который на сессии представил генеральный директор организации Дмитрий Барсенков. Обобщая успешный опыт, участники сессии выдвинули еще одну инициативу: превращать списанное оборудование в постоянные экспозиции по аналогии с индустриальными парками.