Большая оптимизация: как меняется стройкомплекс Москвы

Обновлено 08 августа 2024, 14:33

В строительстве оптимизируют процессы и упрощают процедуры. Уход от дублирующих согласований, развитие электронного документооборота и IT-платформ ускоряет инвестиционно-строительный цикл, повышая эффективность отрасли

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Внедрение информационных технологий на 20% снижает сроки и на 23% уменьшает стоимость строительства, а также помогает на 41% сократить ошибки и на 35% улучшить коммуникации между заказчиками и проектировщиками, отмечают эксперты строительной отрасли. Речь идет об IT-решениях и цифровых сервисах, позволяющих создать единое информационное пространство для всех участников отрасли на всех стадиях жизненного цикла проектов: от проектирования до возведения и эксплуатации объектов.

Однако до старта полноценной автоматизации и внедрения цифровых технологий отрасли потребовалась значительная предварительная работа по реформированию административных процедур, уходу от избыточных согласований, организации эффективного межведомственного взаимодействия. Первые шаги включали перевод основных процедур и документов в электронный вид, а также разработку и внедрение электронных платформ, поддерживающих проводимые изменения.

Как оптимизировали процессы в столице

пресс-служба
Фото: пресс-служба

В целях сокращения инвестиционно-строительного цикла работа по реформированию предоставления государственных услуг системно ведется департаментом градостроительной политики Москвы с 2013 года. К этой непростой задаче подошли комплексно — за десять лет проведена оптимизация всего процесса, исключены избыточные и дублирующие согласования, регламентированы административные процедуры, внедрены системы электронного взаимодействия, проведено общее сокращение сроков получения услуг, осуществлен переход на уведомительный порядок проведения отдельных процедур.

С 2018 года был реализован проект по переводу в электронный вид полного цикла услуг ресурсоснабжающих организаций на mos.ru (от получения технических условий до акта технологического подключения). Самое важное — появилась возможность подачи единой заявки на подключение к нескольким видам коммунальных сетей. Эти шаги позволили упростить реализацию строительных проектов на территории Москвы, отмечают в столичном правительстве: на сегодня более 60 тыс. заявок на технологическое присоединение объектов подается в новом формате.

Департаментом градостроительной политики совместно с Объединением административно-технических инспекций города Москвы за последние несколько лет проведена системная работа по реформированию согласования проведения земляных работ. Внедрена комплексная процедура по согласованию работ по прокладке сетей по принципу «одного окна», когда по одной заявке предоставляется сразу пять услуг, сокращен с двух недель до одного рабочего дня срок оформления ордера для целей строительства, введен уведомительный порядок проведения земляных работ по отдельным объектам, закрытие ордера переведено в проактивный режим.

В рамках оптимизации учетно-регистрирующих процедур реализовано еще девять инициатив, включая комплексную услугу по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кадастровому учету и регистрации прав на объект. На официальном портале московского правительства mos.ru добавился сервис, который позволяет застройщикам отслеживать статус заявлений о ГКУ и ГРП на построенные объекты, выгружать результирующие документы, видеть историю заявлений, а также загружать скорректированный технический план и иные дополнительные документы, необходимые для кадастрового учета и регистрации прав.

В случае, когда Росреестром принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав в связи с ошибками в техническом плане, реализованный функционал также позволяет застройщику загрузить скорректированный технический план и иные дополнительные документы, необходимые для кадастрового учета и регистрации прав.

Портал mos.ru стал единой точкой входа для получения городских услуг в сфере строительства: в 2024 году 97% всех заявок в строительной сфере столицы подается онлайн. На портале доступны 36 услуг и сервисов на всем жизненном цикле строительного объекта — от оформления ГПЗУ до сдачи в эксплуатацию, из них 26 — исключительно в электронном виде. Также онлайн запущены две комплексные услуги и еще две услуги в проактивном формате.

В результате, подчеркивают в московском правительстве, в столице стало проще разработать и согласовать градостроительную и строительную документации, а также получить земельные участки, которые находятся в собственности государства.

Старт с низкой базы

пресс-служба
Фото: пресс-служба

По уровню цифровой зрелости сфера строительства пока уступает другим отраслям. Многие процессы долгое время оставались не оцифрованными, в том числе и потому, что не было выработано стандартизированных подходов к применению технологий. Точечно проводились эксперименты с пилотными внедрениями искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, интернета вещей (IoT), цифровых двойников зданий, а также строительной 3D-печати. «Имели место попытки внедрения отдельных цифровых инициатив: например, использование беспилотных летательных аппаратов на строительной площадке для контроля за ходом строительства или моделирование с помощью нейронных сетей для оптимизации продаж», — дополняет Тимофей Хорошев, партнер, лидер практики технологического консультирования компании «ДРТ».

«В строительстве значительно позже, чем в других отраслях, стали внедряться цифровые технологии, и сегодня оно отстает по уровню цифровой зрелости от банков, ретейла и некоторых сфер промышленности, у которых была фора в среднем в десять лет», — подтверждает Дмитрий Самоходкин, генеральный директор «Самолет 10D». При этом специфика отрасли не позволяет внедрять решения, разработанные для других целей — нужны продукты, учитывающие все особенности индустрии, а их разработка также требует времени. Пока же значительная часть IT-продуктов для девелопмента по сути является просто MVP: нет реального опыта их внедрений, задокументированных показателей эффективности, широкого спектра функций. Такие продукты приходится дорабатывать во время реализации проекта, что сильно затягивает сроки возведения объекта и не гарантирует результат, считают в группе «Самолет».

«Строительная отрасль традиционно не являлась передовой в плане автоматизации: во многих организациях зачастую отсутствует корпоративное хранилище данных (DWH), синхронизация справочников», — рассказывает Тимофей Хорошев. Хотя прежний «лоскутный» подход позволяет обеспечить автоматизацию ключевых процессов, таких как проектирование, управление проектами, информационное моделирование строительных объектов (BIM), но в результате его применения не формируется единое пространство, обеспечивающее связь информационных систем между собой.

Теперь государство рассматривает цифровизацию строительной отрасли как одно из приоритетных направлений, активно стимулируя процесс, дополняет Дмитрий Самоходкин. Уже и регулирование обязует компании внедрять современный инструментарий: например, в части использования технологии информационного моделирования (ТИМ) при проектировании. Параллельно развиваются инициативы Минстроя: программа «Цифровое строительство», платформа «ГосТех», цифровизация разрешительной системы и прочие.

В то же время у строительных компаний возникла необходимость локализации собственных информационных систем, напоминают в ДРТ. Появились и другие вызовы, прежде всего дефицит трудовых ресурсов с необходимым уровнем компетенций, который наложился на привычные проблемы: низкие производительность труда и качество управления проектами, а также нерациональное использование материалов. Для оптимизации процессов и сокращения затрат компании возвращаются к задачам повышения операционной эффективности, отмечают в ДРТ. И цифровизация — один из основных и наиболее перспективных инструментов достижения поставленных целей, считает Тимофей Хорошев.

В результате за последние четыре года темпы цифровизации строительной отрасли в стране стали расти. По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Минцифры России и Росстата, если в 2020 году внутренние затраты компаний из сферы строительства на IT составляли 22,2 млрд руб., то в 2021 году уже 72 млрд руб.

«В движении к цифровой зрелости строительство активно набирает обороты», — отмечает Николай Козак, управляющий директор по IT и цифровой трансформации «Дом.РФ». К «цифре», отмечает он, обращается все больше застройщиков: помимо повышения прозрачности отрасли в целом, она дает такие эффекты, как ускорение процессов инвестиционно-строительного цикла, сокращение издержек, более четкое соблюдение нормативных требований.

Что повысит эффективность стройки

пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Традиционно в фокусе внимания те направления, эффект от цифровизации которых можно получить очень быстро: это продажи и закупки. Также компании уделяют много внимания вопросам цифровизации контроля качества и сроков на стройплощадке, где ошибки наиболее болезненны, а результат от внедрения технологий измерим и понятен», — рассказывает Дмитрий Самоходкин. Хотя, по его словам, цифровизация в отрасли развивается неравномерно: несколько крупных федеральных участников рынка уже достигли заметных результатов, но многие компании даже не приступали к трансформации. «Средний уровень проникновения цифровизации в стройке составляет 20%», — поясняет Дмитрий Самоходкин.

Главными инструментами, которые будут двигать вперед цифровое развитие строительства, в ближайшие годы станут отраслевые платформы, внедрение больших данных и искусственного интеллекта, а также переход на технологии информационного моделирования, считают в «Дом.РФ». С июля 2024 года все застройщики обязаны применять в работе технологии BIM/ТИМ, которые оптимизируют проектирование и строительство, делая его более предсказуемым и сокращая количество ошибок.

Доля застройщиков, которые до июля 2024 года уже применяли или пилотировали ТИМ при строительстве объектов жилого назначения, составляла 21%, по словам Николая Козака. Технология позволяет создать трехмерную модель будущего объекта и просчитать все параметры строительства. По оценкам «Дом.РФ», применение ТИМ сокращает бумажный документооборот на 85%, сроки обработки документов — на 50%, ошибки при проектировании — на 80%.

В ближайшее время все больше девелоперов будет идти в «цифру», чтобы обеспечить максимальную эффективность на каждом этапе строительства. «К тому же и порог входа заметно снижается: уже создано много решений, зарекомендовавших себя на практике, есть опыт внедрения и пул IT-специалистов, готовых работать с девелопментом», — дополняет Дмитрий Самоходкин.

К примеру, по оценкам группы «Самолет», за счет применения цифровых технологий с 2019 года удалось повысить производительность труда в 1,5–2 раза, снизить отклонение от запланированного бюджета проекта на 25%, увеличить индекс удовлетворенности клиентов с 20 до 64%. С внедрением собственной разработки — платформы «Самолет 10D» — стало возможно отслеживать любые работы в связке со статусом проектирования, финансирования и поставок, а эффект от использования продуктов 10D составил 7,2 млрд руб., сообщили в компании.

«В Москве благодаря цифровизации удалось ввести в 2023 году рекордное число квадратных метров жилья — больше 7,3 млн», — отмечает мэр столицы Сергей Собянин. Для сравнения: за последние семь лет в мегаполисе сдавалось по 5,5 млн кв. м жилья в год. Цифровые решения ускоряют инвестиционно-строительный цикл примерно на 20% и снижают стоимость самих проектов (в основном за счет цифровизации документов), отмечают в правительстве Москвы, а принимать взвешенные решения о строительстве помогает «цифровой двойник» города. Модель будущего здания размещается на 3D-копии Москвы, это дает возможность оценить, как постройка впишется в архитектуру города, просчитать нагрузку на инфраструктуру, а также спланировать транспортную доступность и многое другое. В начале 2024 года уже более 50 объектов по программе реновации проектировались в столице с применением ТИМ.

Из чего состоит господдержка цифровизации

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Государство поддерживает цифровую трансформацию строительной отрасли, предоставляя различные льготы и стимулы. Благодаря реформированию административных процедур удалось уйти от избыточных и дублирующих согласований. Подготовленная нормативная база обеспечила ускоренный переход на электронный документооборот.

В рамках задач по цифровизации в Москве за последние годы запустили ряд электронных сервисов, таких как Сводный план подземных коммуникаций и сооружений, Личный кабинет застройщика, Цифровой паспорт объекта капитального строительства. Для участников инвестиционно-строительной деятельности развивается также портал «СтроимПросто» — экосистема с открытым доступом к информационным материалам, мероприятиям и цифровым сервисам (База знаний, калькулятор процедур, библиотека семинаров, карта цифровых решений, карта строек, виртуальные туры по кварталам реновации, сервис «Узнай УИН ОКС», правила применения ТИМ и другие).

«Представить мегаполис без электронных услуг и сервисов уже невозможно, информационные технологии стали настоящим катализатором активного развития московской экономики», — отмечает Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

Благодаря активной цифровизации сервисов даже в период локдаунов в пандемию COVID-2019 в городе продолжалось проектирование, строительство и ввод как жилых, так и инфраструктурных объектов. «Продолжение строительства — это сотни тысяч сохраненных рабочих мест только в Москве, плюс огромный мультипликативный эффект для всей страны», — отмечал тогда Сергей Собянин. А в 2022 году появились «цифровые паспорта» как единый источник информации о строящихся, реконструируемых и введенных в эксплуатацию объектах капитального строительства. Каждый паспорт содержит более 200 различных параметров, что позволяет понимать состояние объекта на всех этапах жизненного цикла и создавать глубокую аналитику для руководства города. «На второй квартал 2024 года сформировано уже свыше 46 тыс. таких паспортов, которые содержат информацию как о бюджетных объектах, так и о тех, которые возводят инвесторы», — дополняет Владимир Ефимов.

Что дают отрасли новые платформы

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Следующий шаг в повышении производительности и ускорения темпов роста строительной отрасли — внедрение ИИ. По данным Deloitte, искусственный интеллект, а также технологии продвинутой аналитики могут обеспечить экономию средств на строительных проектах на 10–15% и сократить сроки проектирования на 10–30%.

Умные модели помогают точнее планировать застройку и прогнозировать сроки сдачи проектов, снижают количество ошибок в документах, повышают качество проверок. В «Дом.РФ» оценивают потенциальный экономический эффект от внедрения ИИ в строительном секторе в 2,7 трлн руб. в перспективе пяти-десяти лет.

«Технологии ИИ могут в разы увеличить производительность труда в стройке, что особенно актуально с учетом текущих темпов развития городов и строительства жилья», — рассказывает Николай Козак. К примеру, ИИ может решать задачи в применении ТИМ, в работе автономной строительной техники и техники для перевозки грузов, в приемке удаленных объектов, в обучении технике безопасности, в предикативной аналитике хода строительства и т.д.

В «Самолете» также видят большой потенциал в технологиях на основе искусственного интеллекта: на базе алгоритмов создаются специальные помощники, которые могут находить ошибки в документации, 3D-моделях и других данных без участия человека. Эти решения повышают качество работы и сокращают сроки, снимают нагрузку на строителей и проектировщиков, рассказывает Дмитрий Самоходкин. Использование предиктивной аналитики, например, в платформе 10D дает возможность выбирать оптимальные цены и периоды закупки материалов, что помогает существенно экономить средства без ущерба качества.

Для выработки совместных решений по внедрению нейросетей появляются специальные профильные объединения. Так, на базе Альянса в сфере искусственного интеллекта «Дом.РФ» создает отраслевой клуб, который возглавляет вместе с группой «Самолет». Работа клуба позволит создать единые принципы внедрения искусственного интеллекта строительными компаниями и сформировать предложения по мерам государственной поддержки сферы искусственного интеллекта. Был опубликован и первый в стране открытый реестр ИИ-продуктов для строительной отрасли — в его первую версию вошли более 20 производителей IT-продуктов, включая решения по компьютерному зрению, системам распознавания текста, в том числе рукописного, классификаторы инвестиционно-строительных моделей, генеративные нейросети для комплексного развития территорий.

В Москве для анализа текущих тенденций и вызовов, с которыми сталкивается отрасль, создается Центр искусственного интеллекта ГБУ «Мосстройинформ». На его базе будут вестись разработки передовых решений с применением искусственного интеллекта, способных улучшить эффективность и качество градостроительных проектов и предоставления услуг.

По словам Сергея Собянина, в столице уже заработал один из сервисов на базе искусственного интеллекта для автоматического разбора градостроительных планов земельных участков. Он помогает обработать годовой объем документов — 6,5 тыс. всего за пять часов вместо 4,8 тыс. часов вручную.

В скором времени весь строительный цикл будет базироваться на сборе, анализе и принятии решений на основе больших данных и умных моделей, уверены в правительстве Москвы. Для достижения этой цели в столице каждый год формируется план мероприятий по внедрению перспективных технологий и платформенных решений. Уже сегодня налаживается автоматизация взаимодействия участников строительства и органов власти, развивается цифровизация контрольно-надзорной деятельности в сфере строительства и использование онлайн-аналитики для принятия управленческих решений.

Планируется развитие единой информационной среды — Цифровой площадки взаимодействия для всех участников градостроительной деятельности в Москве, а также перевод в электронный вид на mos.ru дополнительных услуг и сервисов ресурсоснабжающих организаций.

Целевые ориентиры: развитие единой информационной среды — Цифровой площадки взаимодействия для всех участников градостроительной деятельности в Москве, внедрение услуг в проактивном формате и переход на предоставление комплексных услуг. В развитии такого сервиса, подчеркивают в столичном правительстве, много возможностей открывает как раз использование искусственного интеллекта.

Поделиться