Как свадьбы стали одним из драйверов роста экономики Индии

Обновлено 05 сентября 2024, 06:14

Свадебная индустрия — одна из главных в индийской экономике. Ежегодно в Индии домохозяйства тратят в три раза больше своего среднего дохода на подобные торжества. Растут и смежные индустрии, например гостеприимства. Местные чиновники надеются, что молодожены благодаря правительственным программам увеличат экономику Индии минимум на $12 млрд

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Для индийской светской хроники самым ожидаемым событием последних нескольких месяцев стала свадьба Ананта Амбани, младшего сына богатейшего человека Азии Мукеша Амбани, и его невесты Радхики Мерчант. Свадьба прошла в Мумбаи и длилась три дня — с 12 по 14 июля, расходы составили $350 млн, а гостями торжества стали премьер-министр Индии Нарендра Моди, главные министры штатов, бывшие премьер-министры Великобритании Тони Блэр и Борис Джонсон, экс-госсекретарь США Джон Керри, посол США в Индии Эрик Гарсетти.

Предсвадебные торжества также были масштабными и заняли несколько месяцев. На вечеринке, которая состоялась в марте в родном для семьи Амбани городе Джамнагар штата Гуджарат и собрала 1,2 тыс. гостей, выступали Рианна и Джастин Бибер. А в мае в ходе зарубежного круиза по Средиземному морю для гостей свадьбы выступали Backstreet Boys, Кэти Перри и Андреа Бочелли.

Главное событие

Свадьба является ключевым событием в жизни любой индийской семьи и одним из наиболее затратных. Согласно исследованию Jefferies, индийцы тратят на свадьбы вдвое больше средств, чем на образование, — в среднем около $15 тыс., что в пять раз выше ВВП Индии на душу населения (около $2,9 тыс.) и в три раза выше среднего дохода домохозяйства за год (около $4,5 тыс.).

Индийская свадебная индустрия сегодня оценивается в $130 млрд. Она почти в два раза больше американской и уступает лишь свадебной индустрии Китая. Индия также является мировым лидером по числу заключенных браков: в стране ежегодно играют от 8 млн до 10 млн свадеб, таким образом, каждая четвертая свадьба в мире проводится в Индии.

До сих пор более 90% браков в Индии устраивается по договоренности родителей. При подборе жениха или невесты учитываются такие критерии, как кастовая, этническая, конфессиональная принадлежность, образование, профессия, социальный и финансовый статус.

Согласно индийским традициям свадьбу оплачивает семья невесты. В городах среди образованного населения наблюдается тенденция к более равноправному распределению расходов. Так, по данным опроса индийской платформы по планированию свадеб WedMeGood, 59% респондентов выступали за солидарные расходы семей, 32% — за финансирование свадьбы семьей невесты и лишь 9% — семьей жениха. Современные женихи и невесты более финансово независимы — 70% пар участвуют в расходах и 21% оплачивает половину расходов на свои свадьбы. В среднем на индийской свадьбе присутствуют 310 гостей. В то же время 12% пар выступают за более камерные торжества.

В Индии два свадебных сезона: первый приходится на ноябрь — первую половину декабря, второй начинается с середины января и длится до июля. Чтобы избежать жары или дождей, большинство индийцев предпочитает проводить свадьбы зимой.

Благоприятные дни для свадебной церемонии определяются астрологами. Так, главная индийская невеста года Радхика Мерчант в интервью Vogue заявила, что день для свадьбы был выбран по совету семейного пуджари (священнослужителя в индуизме) в соответствии с гороскопами жениха и невесты.

Драйвер экономики

По данным WedMeGood, свадебная индустрия является четвертой по величине отраслью в Индии. Свадьбы являются драйверами потребления сразу в нескольких отраслях: ювелирной индустрии, индустриях моды, кейтеринга и организации мероприятий, что в совокупности создает почти 10 млн рабочих мест. В структуре расходов на свадьбу 30% составляют кейтеринг и аренда помещений, 19% — подарки, 14% — декор, 12% — организация свадьбы, 9% — логистика, 8% — свадебное путешествие, 3% — услуги фотографа, 3% — макияж, 2% — рассылка приглашений. В Jefferies отмечают, что около 50% продаж ювелирных изделий и порядка 10% продаж одежды в Индии приходится на свадебные покупки.

Еще один развивающийся сегмент в индийском свадебном бизнесе — индустрия сватовства. Согласно Jefferies, лидером здесь является платформа Matrimony.com, которая занимает почти 60-процентную долю индийского рынка, а рыночная капитализация компании составляет более 12 млрд рупий (около $150 млн).

Женитесь в Индии

«Завязана» на свадьбы индустрия гостеприимства. Ежегодно для проведения свадеб в стране бронируют гостиничные номера на сумму около $603 млн. К примеру, от 12 до 40% номеров Hilton в Индии бронируется для свадебных пар и их гостей. Для отеля DoubleTree by Hilton в Джайпуре эта цифра достигает 60%. По словам старшего вице-президента и коммерческого директора по Азиатско-Тихоокеанскому региону Hilton Бена Джорджа, 23 из 24 отелей сети в Индии ориентированы на свадьбы.

Для Marriott проведение свадеб также является важной составляющей бизнеса. Только в 2022 году в отелях Marriott по всей Индии состоялось 5000 свадеб, что составило 12% доходов сети.

Согласно данным WedMeGood, популярными направлениями для проведения свадеб для индийцев являются штаты Гоа, Керала и Уттаракханд, города Удайпур и Джайпур в штате Раджастхан, а за рубежом — Таиланд, Бали, Италия и ОАЭ. В исследовании Jefferies в качестве любимых направлений будущих молодоженов также выделяют штат Химачал-Прадеш и Андаманские острова.

По словам Сантоша Шармы, основателя BookMyJet и главного исполнительного директора компании Foresee Aviation, предоставляющей услуги частных авиаперевозок, самым популярным направлением в 2023 году стал Удайпур, также его клиенты выбирают Джайпур, Джодхпур, Кочин и Гоа. «Клиенты предпочитают арендовать целый самолет Boeing или Airbus для перевозки гостей на свадьбу», — рассказал он.

Чтобы средства, которые состоятельные индийцы тратят на проведение свадебных торжеств за рубежом, оставались в национальной экономике, в конце 2023 года премьер-министр Индии Нарендра Моди выдвинул инициативу Wed in India («Женитесь в Индии») по аналогии с программой Make in India. Предполагается, что реализация данной инициативы позволит сохранить в стране порядка $12,1 млрд ежегодно.

Для продвижения Индии как направления для свадебного туризма уже на международном уровне в 2023 году Министерство туризма страны запустило кампанию India says, 'I do' («Индия говорит: «Я согласна»). В рамках этой кампании в качестве мест для проведения свадеб позиционируются 25 ключевых направлений в Индии.

Поделиться