Вместо Китая: как Apple заработала в Индии $8 млрд за год

Обновлено 05 сентября 2024, 06:02

Стремясь снизить зависимость от поставок устройств из КНР, компания Apple уже несколько лет подряд ищет альтернативные рынки для производства и для сбыта. Одним из самых перспективных направлений стала Индия, где в прошлом финансовом году Apple удалось заработать $8 млрд

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Выручка компании Apple в Индии за год с марта 2023-го по март 2024 года выросла на 33%, достигнув рекордных $8 млрд, более половины суммы пришлось на продажи iPhone. Об этом пишет агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.

Как утверждают в издании, подобный рост говорит об устойчивом прогрессе в усилиях Apple по увеличению продаж в Индии, где покупательская способность населения растет по мере роста экономики. Сама же компания нацелилась на Индию еще и для того, чтобы диверсифицировать производство и источники доходов за пределы крупнейшего рынка — Китая.

Еще в апреле в Bloomberg писали, что в 2023 году Apple произвела в Индии 14% своих устройств, причем только iPhone — на $14 млрд. Подрядчики компании в стране поставляют разные модели устройств, в том числе iPhone 15, но не премиальные Pro и Pro Max. Большая часть устройств, собранных в Индии, идет на экспорт. При этом подавляющее большинство из них производятся на заводе в Шриперумбудуре, примерно в 40 км к западу от столицы штата Тамилнад, города Ченнаи.

В погоне за диверсификацией

Apple и ее поставщики намерены увеличить долю Индии в мировом производстве iPhone до четверти, а к концу десятилетия — еще больше, узнали в The Wall Street Journal. «Я считаю, что это невероятно интересный рынок, и он является для нас основным направлением», — говорил ранее глава Apple Тим Кук. В прошлом году топ-менеджер посетил Индию и принял участие в открытии первых Apple Store в стране. Также рост своего присутствия на рынке глава компании объяснил растущим числом представителей среднего класса, которые и покупают устройства Apple.

Для Apple снижение доли Китая в поставках имеет важное значение, указывают в CNBC. Во время пандемии в КНР были приняты жесткие меры по предотвращению распространения COVID-19, и это не ограничивалось производственными площадками. Так, в 2022 году произошла вспышка ковида в Чжэнчжоу — городе, где находится крупнейший в мире завод по производству iPhone тайваньской компании Foxconn, собирающей смартфоны Apple.

В результате локдауна и предпринятых чиновниками санитарных мер, произошли перебои в работе фабрик, а сотрудников пришлось отправить на карантин. Затем последовали волнения среди работников одного из заводов, что спровоцировало дополнительные перебои в производстве. Из-за этого производительность упала более чем на 30%, а сама компания недополучила 6 млн iPhone 14 Pro и Pro Max.

Кроме того, продолжают специалисты CNBC, Apple беспокоит растущая напряженность между США и Китаем. Дальнейшая эскалация в отношениях между двумя странами или новый виток торговой войны могут помешать Apple производить и продавать свою продукцию в КНР — на одном из крупнейших рынков сбыта. Однако, как считают эксперты, вряд ли компания полностью уйдет из Китая. Скорее всего, он и в ближайшем будущем останется важнейшим производственным центром для Apple. Однако компания все больше инвестирует в своих партнеров, вроде Индии и Вьетнама.

Хард и софт

Присутствие Apple в Индии не ограничивается только производством — компания активно развивает сообщество разработчиков. В 2023 году Apple наняла более 1 млн индийских IТ-специалистов и планирует увеличивать найм в дальнейшем. Эти инвестиции в местные таланты не только помогают Apple создавать сильную экосистему вокруг своих продуктов, но и способствуют росту индийского технологического сектора в целом, пишет газета The Economic Times.

Несмотря на масштаб приложенных усилий, Apple, по сути, только начинает развивать местный рынок. Индийская выручка обеспечивает Apple не более 2% совокупной. По данным Counterpoint Research, сейчас на местном рынке доминируют более дешевые китайские устройства на платформе Android от Google. На iPhone же приходится лишь 3,5% от около 690 млн используемых смартфонов в стране.

Новый Китай

Выбор Индии как нового центра высокотехнологичного производства неслучаен. Благодаря администрации действующего премьер-министра Нарендры Моди, все больше транснациональных компаний приходят в страну из-за финансовых льгот. Правительство утверждает, что рост производства привел к созданию 150 тыс. новых рабочих мест.

Индия пытается заложить основу для соперничества с Китаем в Азии в качестве центра высокотехнологичного производства. Так, в 2014 году правительство запустило инициативу поддержки производства электроники Make in India, которая выплачивает бонусы от 4 до 6% от прироста продаж. То есть если продажи компании выросли, она получает еще 4–6% дополнительных выплат от этой суммы от индийского правительства.

Благодаря инициативе объем производства электроники в Индии вырос с $49 млрд в 2017 году до $101 млрд в 2023 году. То есть среднегодовые темпы роста составили примерно 13%. В апреле 2024 года экспорт электронных товаров составил $2,7 млрд по сравнению с $2,1 млрд годом ранее (рост на 26,2% год к году). Правительство прогнозирует, что в ближайшие пять лет объем производства индийской электронной промышленности достигнет $250 млрд.

Тем не менее в стране остается много нерешенных проблем, которые могут этому помешать. Среди них — опыт и рабочая сила, необходимые для производства некоторых видов продукции, особенно в области высоких технологий.

Кроме того, есть жалобы на бюрократические барьеры. Помимо прочего, необходимо обеспечить доверие к политической системе. Чтобы превратиться в серьезного соперника Китая, Индии предстоит решить эти проблемы в ближайшем будущем.

Есть и другие страны, которые напрямую конкурируют с Индией. Вьетнам, Таиланд, Индонезия — все они борются за долю рынка высоких технологий. Поскольку не только Apple, но и другие глобальные производители электроники стремятся диверсифицировать свои цепочки поставок.

Согласно прогнозу McKinsey & Company, индийская электронная промышленность способна создать до 9 млн рабочих мест уже к 2030 году. Такой рост числа высокооплачиваемых вакансий может значительно ускорить экономическое развитие и технологический потенциал Индии, отмечают эксперты.

Поделиться