Как индийскому Королю вакцин удалось утроить свое состояние
Сайрус Пунавалла — индийский миллиардер, бизнес которого включает производство вакцин и других препаратов. Заниматься фармакологией Пунавалла начал практически случайно: послушал совета одного из сотрудников компании отца. Однако именно эта случайность позволила Пунавалле заработать более $24 млрд и стать «королем вакцин Индии»
Индиец, который больше других своих соотечественников заработал на пандемии COVID-19, единоличный владелец самой крупной фабрики по производству вакцин в мире, шестой в списке богатейших людей Индии — все это 83-летний Сайрус Пунавалла.
Изначально будущий Король вакцин Индии планировал заниматься совершенно другим, но после удачного стечения обстоятельств инвестировал свое время и деньги в разработку и производство медикаментов. Как основатель и глава Института сыворотки крови Индии заработал свое состояние и на что его тратит?
Основание
Будущий Король вакцин родился в 1941 году в обеспеченной семье парсов — малочисленной группы последователей зороастризма иранского происхождения. Глава семейства на тот момент — Соли Пунавалла — разводил лошадей. Изначально Сайрус не хотел заниматься семейным делом и подумывал над созданием собственного автомобильного бизнеса. В 20 лет он вместе со своим приятелем спроектировал и построил прототип спортивного авто стоимостью всего $120. Затем предприниматель подсчитал, во сколько обойдется масштабирование производства, и понял, что таких инвестиций ему не добыть.
Сразу же после первой неудачи бизнесмен снова начал поиски «своей» ниши. Определиться с выбором, который обеспечил младшему Пунавалле кратный рост личного состояния, помог ветеринар с отцовской фермы. Тот посоветовал ему заняться вакцинами. Возрастных лошадей с семейных конных заводов уже отправляли в Центральный институт иммунологии имени Хавкина в Мумбаи, где из сыворотки их крови делали вакцины для людей — сотрудник компании отца посоветовал взять под контроль и этот процесс.
Использование лошадиной крови для создания вакцин — распространенная в индустрии практика (иногда вместо крови используют яичный белок). Например, с XIX века таким образом получали вакцину от дифтерии. Помимо доступа к сырью для производства вакцин, Пунавалла планировал занять нишу недорогих препаратов: импортные на тот момент стоили слишком дорого для индийцев.
Для запуска нового дела требовались деньги. К 1966 году Сайрус скопил $12 тыс. — эту сумму он заработал, помогая продавать лошадей. Сбережения стали основой нового бизнеса — Института сыворотки крови Индии. Правда, $12 тыс. оказалось недостаточно, и дополнительное финансирование Пунавалле пришлось привлечь в виде кредита от отца.
Второй проблемой стало отсутствие у 25-летнего Сайруса медицинского образования. Компенсировать этот недостаток ему удалось благодаря найму врачей и ученых из принадлежащего правительству Индии Института Хавкина. Почти сразу дела Института сыворотки крови пошли в гору: в течение двух лет компания выпустила первую сыворотку от столбняка. С тех пор компания постоянно расширяла свой ассортимент: в нем появились препараты для прививки детей и противоядия, комбинированные вакцины, а также плазма крови и гормональные препараты. К 1990 году компания стала крупнейшим производителем вакцин в Индии.
В 1994 году компания получила аккредитацию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на поставку вакцин для агентств ООН, таких как ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и ПАОЗ (Панамериканская организация здравоохранения).
В 2023 году Институт со штаб-квартирой в Пуне по объему выпускаемой продукции стал самым крупным предприятием по созданию вакцин в мире: она выпускает почти 2 млрд доз в год.
Институт против пандемии
Сын Сайруса Адар пошел по стопам отца. Он получил образование в Великобритании и вскоре возглавил семейный бизнес. Под его руководством институт, который на тот момент уже производил вакцины от полиомиелита и гриппа, начал выпуск вакцины от COVID. Компания наладила производство препарата Covishield, разработанного AstraZeneca совместно с Оксфордским университетом. Эта вакцина стала самой распространенной в Индии во время COVID-19.
Институт сыворотки крови действительно быстро разобрался с тем, что делать во время пандемии. Почти сразу после начала распространения COVID-19, в 2020 году, он начал сотрудничество с Оксфордским университетом. Когда в январе 2021 года индийский регулятор одобрил оксфордскую вакцину для применения во время чрезвычайных ситуаций, компания Пунаваллы тут же инвестировала 25 млрд рупий ($300 млн) в обновление своих производственных мощностей в Пуне. После этого Институт развернул масштабное производство: объемы выпуска выросли с 1,9 млрд доз в 2021 году до 4 млрд доз в 2022 году, а «дочка» компании в Великобритании начала продвигать вакцину на международные рынки.
В итоге выручка института подскочила с 72 млрд рупий ($860 млн) в 2021 году до 256,45 млрд рупий ($3,06 млрд) в 2022-м, а чистая прибыль — с 38,91 млрд рупий ($460 млн) до 111,16 млрд рупий ($1,32 млрд). Операционная маржа предприятия в 2022 году превысила 65%.
За квартал, окончившийся 31 марта 2024 года, институт показал выручку 151,1 млрд рупий ($1,8 млрд) и чистую прибыль 52,3 млрд ($620 млн). Институт не торгуется публично; Сайрус Пунавалла утверждает, что владеет им целиком, оценка стоимости осуществляется на основании публикуемых данных о финансовых результатах и исходя из стоимости аналогичных компаний, которые представлены на бирже.
В 2024 году Институт продолжает пополнять портфолио. Был создан пневмосил — самая дешевая в мире вакцина от пневмококковой инфекции, и первая индийская вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ), провоцирующего развитие рака шейки матки у женщин. Специально для стран Африки Институт создал вакцину против пяти наиболее частых возбудителей менингококковой инфекции. А в мае в компании заявили о намерении создать революционную вакцину против малярии, которая могла бы ежегодно спасать 600 тыс. жизней — в основном детей, живущих в Центральной Африке.
На сегодняшний день Институт сыворотки крови Индии предлагает вакцины от дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной инфекции, гепатита В, кори, паротита и краснухи, а также вакцину БЦЖ. По статистике 65% детей в мире хотя бы раз получали прививку вакциной, созданной в Институте Пунавалла.
Другие активы
Помимо фармы активы Пунаваллы включают контрольный пакет акций зарегистрированной на бирже компании Poonawalla Fincorp (62,6%), оказывающей финансовые услуги, а также долю в отеле The Ritz-Carlton в Пуне. Также предприниматель продолжает владеть своим старым семейным делом — конными заводами с 250 акрами земли.
Poonawalla Fincorp прежде называлась Magma Fincorp, долю в ней Сайрус купил в 2021 году за $441 млн. Это небанковская финансовая компания, зарегистрированная в Резервном банке Индии. Она предлагает кредиты на покупку подержанных автомобилей, потребительские кредиты и займы для бизнеса.
Компания находится в фазе активного роста: в середине июля Poonawalla Fincorp представила оптимистичный отчет за четвертый квартал финансового 2024 года. Объем активов под управлением вырос на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 30 июня 2024 года составил около 269,7 млрд рупий ($3,21 млрд). Чистая прибыль выросла на 83,57%, до 3,317 млрд рупий ($39,5 млн), в сравнении с результатом годичной давности.
Личное состояние
Личное состояние Сайруса за время пандемии выросло больше, чем у кого бы то ни было еще в Индии. Если в 2020 году, по данным Forbes, оно составляло $8,2 млрд, то в 2022-м — $24,3 млрд, что делало его самым богатым человеком, связанным со здравоохранением, в мире. В середине августа 2024 года состояние миллиардера равнялось $23,9 млрд, в списке богатейших людей планеты Сайрус Пунавалла занимает 82-е место.
Миллиардер известен любовью к роскошной жизни. Его главной страстью таблоиды считают дорогих лошадей (увлечение, доставшееся от отца) и автомобили. В личной коллекции у короля вакцин имеются роллс-ройсы, бентли и феррари.
В 2015 году Института сыворотки крови купил за $113 млн дворец в Мумбаи — 40-комнатный Линкольн Хаус, где до этого располагалось генконсульство США. Покупка вылилась в многолетнюю тяжбу со штатом Махараштра: местные власти утверждают, что правительство США не имело права продавать здание, доставшееся ему от прежних владельцев за символическую сумму. Тем временем во дворце во время визитов в Мумбаи останавливается сын Сайруса Адар.