Ставка на море: что нужно знать о портовой инфраструктуре Индии
Индия активно импортирует и экспортирует товары и сырье. Одними из главных для страны являются морские маршруты. В правительстве Индии не без основания считают портовую инфраструктуру одним из стратегических направлений и регулярно инвестируют в ее масштабирование и развитие
Индия расположена вблизи ключевых морских торговых маршрутов. Протяженность береговой линии страны составляет 7,51 тыс. км, потенциально судоходных путей — 14,5 тыс. км. На морские перевозки приходятся 95% торговли страны в физическом выражении и 70% в стоимостном выражении.
Совокупная мощность индийских портов составляет 2,6 млрд т. В 2023–2024 финансовом году крупнейшим портом страны по грузообороту стал Парадип в штате Одиша, обработавший 145,38 млн т груза. Ранее этот статус принадлежал порту Кандла в штате Гуджарат.
По данным рейтинга Alphaliner, в 2023 году в топ-30 крупнейших контейнерных портов мира вошли две индийские морские гавани. Порт Мундра в Гуджарате занял 23-е место, обработав 6,5 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент, мера вместимости грузовых транспортных средств), а порт Нава-Шева (порт имени Джавахарлала Неру, JNPT) в штате Махараштра — 26-е место с контейнерооборотом 6 млн TEU.
Государство и частный сектор
Индийские порты делятся на так называемые основные (major ports), которые находятся в ведении Министерства судоходства, портов и водных путей, и второстепенные (non-major ports) — под управлением морских советов штатов. Классификация сложилась исторически и на сегодняшний день не отражает реальной мощности или грузооборота портов. Так, например, такие второстепенные порты, как Мундра, Сикка и Пипавав в Гуджарате обрабатывают большие объемы грузов, нежели основные порты Калькутта, Нью-Мангалор и Тутикорин.
В Индии на сегодняшний день насчитывается 12 основных портов: Кандла, Мумбаи, Мормугао, Нью-Мангалор, Кочин, Ченнаи, Камараджар, Тутикорин, Вишакхапатнам, Парадип, Калькутта, Нава-Шева. Второстепенных — более 200, но лишь порядка 65 обрабатывают грузы, остальные используются рыболовными судами и небольшими паромами для перевозки пассажиров. В 2022–2023 финансовом году на долю основных портов приходилось 55% общего грузопотока, второстепенные обработали 45% грузов.
В 1996 году правительство разрешило частному сектору участвовать в развитии и эксплуатации основных портов. Первым проектом в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) стал международный контейнерный терминал Нава-Шева (NSICT). На июль 2022 года в основных портах действовали 32 проекта ГЧП, на них приходилось почти 90% новых инвестиций в инфраструктуру причалов и терминалов.
За десять лет общая мощность основных портов увеличилась более чем в два раза: с 745 млн т в 2013 году до 1,617 млрд т в 2023 году. В 2023–2024 финансовом году грузооборот составил 819,2 млн т, контейнерооборот — 12,31 млн TEU. Свыше половины от общего объема контейнеров перевалил порт Нава-Шева.
Сегодня официальный Нью-Дели разрешает стопроцентные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в строительство и обслуживание портов. Приток ПИИ в портовую отрасль за период с апреля 2000 года по сентябрь 2023 года составил $1,63 млрд.
Индия также активно развивает и свою международную портовую инфраструктуру. Так, компания India Ports Global Limited, принадлежащая Министерству судоходства, портов и водных путей, управляет терминалом Шахид Бехешти порта Чабахар в Иране и портом Ситтве в Мьянме, построенным индийской Essar Projects Ltd.
Главный игрок
Крупнейшим частным портовым оператором Индии сегодня считается Adani Ports and Special Economic Zone Ltd (APSEZ) — дочерняя компания конгломерата Adani Group, возглавляемая миллиардером Гаутамом Адани. Компания APSEZ управляет 13 портами и терминалами страны, в том числе крупнейшим контейнерным портом Мундра и новым портом Вижиньям в штате Керала — первым автоматизированным портом и портом трансшипмента (перевалка, временное хранение транзитного груза) в стране. Компанию обвиняют в злоупотреблении доминирующим положением на рынке: так, по данным The Indian Express, в среднем на каждые 500 км береговой линии Индии приходится порт или терминал, принадлежащий Адани.
Общая мощность портов и терминалов APSEZ составляет 580 млн т. На долю компании приходится около четверти грузопотока всех индийских портов и более 50% грузопотока второстепенных портов. В 2022–2023 финансовом году грузооборот портов APSEZ достиг 336,6 млн т. Порты Адани обработали 8,5 млн TEU, или 42% контейнерооборота страны.
Зарубежные активы APSEZ включают порт Хайфа в Израиле, порт Коломбо в Шри-Ланке и порт Дар-эс-Салам в Танзании. Кроме того, компания намерена построить новый порт во вьетнамском Дананге и уже получила одобрение правительства Вьетнама.
К синей экономике
Ставку на развитие портовой инфраструктуры делают в правительстве Индии: чиновники уже более десяти лет активно предлагают меры поддержки отрасли и ее модернизации. Флагманской программой стала Sagarmala («морское ожерелье» на хинди), которая была анонсирована в 2015 году. Она предусматривает создание новых портов и модернизацию существующих, развитие прибрежных экономических зон (CEZ) в целях сокращения затрат на логистику и времени транспортировки грузов, сопряжение портов с водными путями, железными и автомобильными дорогами, комплексное развитие прибрежных территорий. Программа рассчитана на поэтапную реализацию до 2035 года с инвестициями в размере 6 трлн рупий. В 2020 году в развитие Sagarmala была принята десятилетняя программа Maritime India Vision 2030 с предполагаемым объемом инвестиций более 3 трлн рупий.
В рамках концепции синей экономики (blue economy) в 2023 году была одобрена «дорожная карта» Maritime Amrit Kaal Vision 2047. Она нацелена на создание в Индии портов мирового класса, развитие внутреннего водного транспорта и каботажного судоходства, формирование устойчивого морского сектора экономики. Программа рассчитана до 2047 года (ее завершение приурочено к 100-летию независимости Индии) и предусматривает инвестиции в размере 80 трлн рупий.
В соответствии с «дорожной картой» к 2047 году общая мощность индийских портов должна достичь 10 млрд тонн грузов в год. В целях повышения их роли в мировой торговле выделяются три ключевых направления развития: создание мегапортов для обслуживания растущего грузопотока, расширение потенциала трансшипмента и повышение производительности портов.
Запланировано развитие шести мегапортов: двух с мощностью выше 500 млн тонн в год (портовые кластеры Диндаял — Туна Текра и Джавахарлал Неру — Вадхаван) и четырех с мощностью, превышающей 300 млн тонн в год (портовые кластеры Кочин — Вижиньям, Ченнаи — Камараджар — Каддалор, Парадип — другие второстепенные порты, порт залива Галатея). Число глубоководных портов (с осадкой 18–23 м) должно вырасти с нынешних пяти до 13.
Вдобавок к порту Вижиньям планируется построить еще два новых порта перевалки — порт Вадхаван в Махараштре и порт залива Галатея на острове Большой Никобар (на Никобарских островах). Индийские порты переваливают лишь 25% контейнеров, пунктом происхождения или назначения которых является Индия. На порты Коломбо, Порт-Кланг, Сингапур приходится более 85% контейнеров, переваливаемых за рубежом, при этом 45% — на порт Коломбо.
Сегодня Нью-Дели нацелен на превращение основных индийских портов в хабы по производству, использованию и экспорту зеленого водорода. Ранее в качестве хабов для экспорта зеленого водорода были определены три порта: Кандла, Парадип и Тутикорин. Программа также предусматривает создание промышленных кластеров на прилегающих к портам территориях, развитие круизного туризма, цифровизацию портовой инфраструктуры, развитие морского арбитража.
В соответствии с «дорожной картой» индийское правительство стремится войти в пятерку стран-лидеров по судостроению. На сегодняшний день Индия занимает менее 1% мирового рынка этой отрасли. Кроме того, поставлена цель войти в пятерку лидеров по тоннажу судов под национальным флагом. В настоящее время более 93% международных грузов, пунктом происхождения или назначения которых является Индия, перевозятся на судах под иностранным флагом.