С какими проблемами столкнулся МТК «Индия — Ближний Восток — Европа»

Обновлено 05 сентября 2024, 06:00

Работу над транспортным коридором «Индия — Ближний Восток — Европа» (IMEC) его участники ведут с конца 2023 года. По задумке авторов проекта, унификация транспортной инфраструктуры и снижение бюрократического давления на международную торговлю обеспечат стабильный экономический рост всем участникам IMEC. Пока, впрочем, препятствий на пути реализации проекта больше, чем успехов

Shutterstock
Фото: Shutterstock

О планах создать транспортно-экономический коридор «Индия — Ближний Восток — Европа» (IMEC) было объявлено на полях саммита G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 года. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали представители Индии, США, ОАЭ, Саудовской Аравии, Франции, Германии, Италии и ЕС. К проекту также должны присоединиться Израиль и Иордания.

Целью этого масштабного транспортно-инфраструктурного проекта его участники называют стимулирование экономического развития путем содействия взаимосвязанности и экономической интеграции между Азией, регионом Персидского залива и Европой. Предполагается, что IMEC будет состоять из двух коридоров: восточного, соединяющего Индию морем с ОАЭ, и северного, который будет продолжен из ОАЭ по суше в Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль и далее морем в Европу.

Проект предусматривает объединение железных дорог и портов в единую трансграничную сеть в дополнение к существующим морским и автомобильным транспортным маршрутам. Вдоль железных дорог планируется проложить кабели для передачи энергии и цифровых данных, а также трубопровод для экспорта зеленого водорода.

Участники проекта надеются, что IMEC позволит снизить зависимость от транзита через Суэцкий канал. По оценкам экспертов, благодаря высокоскоростным грузовым поездам, способным развивать скорость 120 км/ч, новый маршрут сократит сроки доставки товаров на 40%.

История проекта

Идея коридора созрела в рамках переговоров в четырехстороннем формате Индия — Израиль — ОАЭ — США. Реализация задуманного стала возможной благодаря нормализации отношений между Израилем и ОАЭ и началу процесса переговоров о нормализации между Израилем и Саудовской Аравией. В октябре 2021 года состоялась встреча в режиме онлайн министров иностранных дел Индии, Израиля, ОАЭ и США, положившая начало четырехстороннему формату I2U2 (по первым буквам названий стран-участниц на английском языке).

В июле 2022 года прошел первый саммит по видеосвязи в этом составе. В качестве шести приоритетных направлений для совместных инвестиций были выделены водные ресурсы, энергетика, транспорт, космос, здравоохранение и продовольственная безопасность. В мае 2023 года впервые в четырехстороннем формате встретились советники по национальной безопасности Индии, США, ОАЭ и Саудовской Аравии. На встрече обсуждалось налаживание региональной взаимосвязанности Ближнего Востока с Индией и миром.

Однако уже в октябре 2023 года, буквально через месяц после анонсирования IMEC на саммите G20, произошло обострение конфликта между Израилем и палестинским движением ХАМАС, что сразу же поставило жизнеспособность коридора под вопрос. Из-за ситуации на Ближнем Востоке не состоялась предусмотренная меморандумом встреча для выработки плана действий по коридору. Кроме того, была отложена встреча в формате I2U2.

Тем не менее работу над проектом не остановили: в феврале 2024 года во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в ОАЭ было подписано двустороннее межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в развитии IMEC. Соглашение нацелено на укрепление кооперации в портовой инфраструктуре, морском судоходстве и логистике.

В мае 2024 года в ОАЭ для обсуждения проекта IMEC в рамках заключенного соглашения побывала межведомственная делегация из Индии, в которую вошли представители Министерства портов, судоходства и водных путей, Министерства торговли и промышленности, Главного управления акцизов и таможни, порта Кандла. Делегация посетила порты Халифа, Фуджейра и Джабаль-Али, где обсудила вопросы упрощения перемещения товаров между странами, а также провела встречи с таможенными властями ОАЭ.

Интересы Индии

В Нью-Дели полагают, что экономический коридор расширит стратегическое взаимодействие Индии с Ближним Востоком и Европой. В 2023 году Евросоюз занял первое место среди крупнейших торговых партнеров Индии (товарооборот составил $135 млрд), опередив США и Китай. ЕС также стал вторым по значению рынком для индийского экспорта (17,6% от общего объема экспорта) после США.

ОАЭ и Саудовская Аравия являются крупнейшими партнерами Индии на Ближнем Востоке. По итогам 2023/24 финансового года Абу-Даби и Эр-Рияд заняли третье ($83,6 млрд) и пятое место ($43,4 млрд) среди внешнеторговых партнеров Нью-Дели соответственно. В свою очередь, Индия стала вторым крупнейшим партнером и ОАЭ, и Саудовской Аравии. Важным фактором в развитии связей между государствами служит тот факт, что в странах Залива проживает многочисленная индийская диаспора: в ОАЭ насчитывается 3,5 млн выходцев из Индии (что составляет треть населения страны), в Саудовской Аравии — 2,6 млн.

В начале мая 2022 года вступило в силу соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве между Индией и ОАЭ. В соответствии с ним были отменены или снижены пошлины более чем на 80% товаров из обеих стран, устранены технические барьеры, а также расширены возможности для экспорта услуг.

Стратегическим узлом коридора IMEC выступает порт Хайфа в Израиле. В 2022 году консорциум индийской Adani Ports and Special Economic Zone (APSEZ) и израильской Gadot Group выиграл тендер на приватизацию порта за $1,2 млрд (APSEZ и Gadot Group получили 70 и 30% акций соответственно).

Планы по строительству трубопроводной системы для экспорта зеленого водорода в рамках IMEC идут в русле стратегии Нью-Дели по превращению страны в глобальный центр производства, использования и экспорта экологически чистого водорода. В соответствии с Национальной миссией по зеленому водороду (National Green Hydrogen Mission), утвержденной в январе 2023 года, правительство поставило цель произвести 5 млн т зеленого водорода к 2030 году. На программу стимулирования производства экологически чистого водорода и электролизеров уже выделено $2,4 млрд. По информации газеты The Hindu Business Line, Индия инициировала обсуждение возможных поставок зеленого водорода во Францию, Италию и Германию.

Коридор IMEC также встраивается в инициативу «Одно солнце, один мир, одна сеть» по созданию трансграничной сети распределения солнечной энергии, выдвинутую Моди в рамках Международного солнечного альянса в 2018 году. На первом этапе предполагается создание общей сети для Южной Азии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере возобновляемой энергетики и объединения энергосетей Индия уже подписала с ОАЭ и Саудовской Аравией.

Риски и проблемы

В конце июня президент Индии Драупади Мурму, выступая в парламенте страны, заявила, что «именно видение Индии придало очертания коридору Индия — Ближний Восток — Европа», а реализация этого проекта станет одним из переломным моментов XXI века. Тем не менее вызовов на пути IMEC пока больше, чем перспектив. Главным препятствием остается напряженность на Ближнем Востоке: обострение конфликта между Израилем и ХАМАС подрывает возможность реализации проекта в обозримом будущем. Конфликт также замедлил процесс нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, который был поставлен на паузу как минимум до президентских выборов в США.

В отсутствие технико-экономического обоснования проекта возникают вопросы относительно рентабельности предлагаемых транспортно-логистических маршрутов, а также маршрутов транспортировки зеленого водорода. Для реализации IMEC необходима масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры, а на значительной части коридора — создание с нуля. По данным The Hindu, на ветке железнодорожного маршрута от Хайфы до порта Фуджейра отсутствует участок протяженностью 1095 км, от Хайфы до порта Джабаль-Али — 745 км, от Хайфы до порта Абу-Даби — 629 км, от Хайфы до порта Даммам — 289 км, от Хайфы до порта Рас-эль-Хайр — 269 км. Мультимодальный коридор требует и скоординированных усилий по созданию так называемой мягкой инфраструктуры: гармонизации процедур пересечения границ и тарифной политики, совершенствования механизмов платежей и страхования, цифровизации.

Неясным остается вопрос финансирования IMEC. Каких-либо обязательств стороны на себя пока не брали, хотя Саудовская Аравия обещала вложить в проект $20 млрд. Однако очевидно, что реализация коридора может потребовать гораздо более значительных вложений.

Есть принять во внимание высокую стоимость, сложность и многосторонний характер проекта, при оптимистическом сценарии его реализация может растянуться на десятилетия. В случае же развития событий по пессимистическому сценарию не исключено, что коридор «Индия — Ближний Восток — Европа» повторит судьбу многочисленных транспортно-инфраструктурных проектов — долгостроев, которые не учитывали политические риски и так и не вышли на стадию реализации.

Поделиться