Традиции и реальность: что нужно знать о протекционизме в Индии
Протекционизм — устоявшаяся реальность индийского рынка. Тарифы еще в 1990-х достигали 80%, а знаменитое правило «лицензии Раджа», обусловливающее доминирующий контроль государства, делало экономику страны почти недоступной. Как обстоят дела сейчас, рассказывает Оксана Романчук, учредитель и директор консалтинговой компании Indrya Impact Bureau
Заградительные тарифы, ограничивающие присутствие иностранных товаров на рынке Индии, существуют уже давно. Их принцип прост: если железосодержащий препарат на американском сайте iherb.com стоит около 800 рупий, при заказе его доставки в Индию стоимость за счет сборов и пошлин вырастает до 2 тыс. рупий за упаковку. Похожая ситуация складывается, когда речь идет и о других категориях товаров, не произведенных в Индии, — от продуктов питания до бытовой техники и автомобилей. При этом индийское правительство обладает правом запрещать импорт любого товара, если сочтет это необходимым для предотвращения ущерба для экономики.
Историческая привычка
Протекционизм не новое явление для индийской экономики. После получения независимости в 1947 году страна пыталась вырастить собственное поколение производителей, будучи какое-то время практически изолированной от международной торговли. Импортные тарифы еще в начале 1990-х достигали 80%, а знаменитая система «лицензия Радж», которая обязывала бизнес получать лицензию для любых бизнес-операций в стране — от регистрации компании и запуска производства до увольнения рабочих и ликвидации бизнеса, делала ее экономику почти недоступной.
На протяжении десятилетий ситуация менялась. Так, импортные пошлины снизились до 13% к 2008 году. В числе ключевых причин — разворот экономического курса страны в сторону открытости международной торговле и наращивания темпов промышленного роста. Однако с появлением флагманской программы премьер-министра Нарендры Моди «Делай в Индии» заградительные тарифы начали вновь расти вместе с субсидированием продукции местного производства.
В последние несколько лет с повышением импортных пошлин столкнулись более 3,6 тыс. тарифных позиций. Средневзвешенная импортная пошлина Индии выросла с 13,5% в 2014 году до 18,1% в 2022-м. По данным исследования Всемирного торгового центра Мумбаи, на 2023 год в Индии была самая высокая средняя импортная пошлина по сравнению с 11 ведущими развивающимися странами.
Осознанный уход Индии от открытой торговли был ярко продемонстрирован в конце 2019 года, когда страна вышла из финальных переговоров по заключению Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), сославшись на риск резкого увеличения импорта и ущерба от торгового дефицита, в особенности от торговли с Китаем.
Если учесть размер и темпы роста рынка, подобная политика приносит свои плоды. Так, одно из ярчайших достижений индийского протекционизма в совокупности с пакетом мер по поддержке высокотехнологичных производств — экспансия Apple в Индию и запуск сборки iPhone в ее южном штате Тамилнад.
В среднем Индия взимает более высокие импортные пошлины на капитальные товары, электронику, неэлектрическое и транспортное оборудование. По сравнению со средним мировым тарифом индийская протекционистская политика традиционно более сурова в областях, касающихся вопросов продовольственной безопасности населения (сельское хозяйство), фармы и секторов, обеспечивающих наибольшее количество рабочих мест.
Между тем Индия остается гибкой и снижает пошлины на отдельные виды товаров в рамках страновых договоренностей. Например, такое исключение было сделано недавно для серии продуктов сельского хозяйства швейцарского производства в рамках торгового соглашения.
Индия активно привлекает зарубежные инвестиции, в то же время препятствует оттоку средств из страны через налоги, в том числе экзотические. Например, превентивным налогом 20% облагаются траты по индийским картам за рубежом, если их размер превысил 700 тыс. рупий в год. Так правительство защищается от вывода средств за рубеж до налогообложения. Неудивительно, что голоса недовольных усилением протекционистских мер звучат достаточно громко. Торговые партнеры обвиняют Индию в том, что это страна «для инвестиций, но против торговли».
Часть культурного кода
Правящая «Бхаратия джаната парти» пообещала сделать Индию третьей по величине экономикой в мире к 2030 году. Заградительные барьеры, мощные программы господдержки, повышение импортных пошлин на ряд товаров, включая электронику, автозапчасти и сталь, стали результатом желания Индии защитить отечественную промышленность и поощрить местное производство. Однако тому есть и иные причины. Как показывает практика, протекционизм экономический лишь побочный эффект культурной специфики.
Для всего мира Индия считается привлекательным торговым партнером, прежде всего благодаря размерам рынка с огромной долей среднего класса и темпам роста экономики. Между тем может возникнуть соблазн поставить ее в один ряд с другими странами в части ведения бизнеса, если не учитывать культурную специфику Индии и цену, которую придется заплатить за доступ к самому быстрорастущему рынку.
Мой опыт запуска бизнеса и вообще жизни в стране, помноженный на многолетнее изучение культурного кода и философии индийской цивилизации, показывает, что практически каждый не оценивает в полной мере «специфичность специфики» Индии. На мой взгляд, протекционизм экономический лишь одна из составляющих большого масштабного феномена — уникального культурно-исторического разнообразия, в которое сложно интегрируется что-либо инородное.
Индийская культура при всей своей неоднородности и полиэтничности не менее закрыта, чем экономика. Созвоны в Zoom с индийскими партнерами нельзя считать эффективной практикой: личные многочасовые встречи с распитием чая — вот чуть ли не единственный способ установления и развития деловых отношений. При этом сложность взаимодействия с культурой и менталитетом страны обнаруживается нередко спустя месяцы и годы плотной совместной работы.
Высокий интерес ко всему с флажком «иностранный», общая доброжелательность и гостеприимство индийских партнеров нередко формируют иллюзию готовности работать. Однако может пройти много времени, прежде чем эта готовность трансформируется в действия на практике. Среди списка характерных черт культурного протекционизма одна из главных — продолжительность отношений как драйвер доверия. Набор достижений и репутация за пределами Индии для индийцев имеет мало значения по сравнению с тем, «как долго мы друга знаем» или «как долго тебя знают те, кого я долго знаю».
В стране, где семейный бизнес составляет до 79% национальной экономики, клиенты и поставщики передаются по наследству. С соседом, с семьей которого дружили прадеды, будут охотнее работать, чем с чужеземным, пусть и успешным, условным Илоном Маском. Неудивительно, что в самой индийской среде такое явление, как «предприниматель первого поколения», воспринимается как нечто уникальное, а «культурный протекционизм» работает даже для своих. Помноженный на медленную скорость процессов и принятия решений, он делает Индию в целом страной «игры вдолгую». Для среднестатистического индийского предпринимателя не имеет значения, случится ли сделка завтра или через несколько лет. Он думает о том, что оставит своим детям и внукам, поэтому в due diligence партнера входит не только испытание временем, но и одобрение старшими членами семьи.
Индийский рынок характеризуется таким обилием категорий потребителей и их количеством, что товар любого качества найдет своего покупателя. В таких условиях, при массовом производстве, ценовой фактор становится решающим для продажи, а личные связи — для дистрибуции. И в этом плане политика, вынуждающая локализовать бизнес, может сэкономить иностранным предпринимателям годы усилий, потраченных в уверенности, что в Индии можно системно продавать, не присутствуя системно внутри. Если учесть самобытность индийской цивилизации и социальный ландшафт страны, протекционизм стал эффективным инструментом выжить и вырасти в мире глобальных экономик, сохранив устойчивость национальной экономики и национального менталитета к влиянию быстро меняющихся краткосрочных трендов.
Таким образом, экономический протекционизм позволяет развеять иллюзорные представления некоторых компаний и предпринимателей о легкости выхода и удержания на рынке Индии. Локализация производства в стране не только обеспечивает статус местного производителя со всеми вытекающими, включая доступ к дешевой рабочей силе и отсутствию импортных пошлин, но и становится необходимым этапом для более глубинного понимания индийских реалий.