Первые за 20 лет: чего ждут от IPO Hyundai India
Грядущее размещение акций Hyundai India станет рекордным для индийского фондового рынка и первым IPO автопроизводителя с 2003 года. Однако в компании выбрали не очень удачный момент для размещения и предлагают свои акции по слишком высокой цене, считают на рынке
Первичное размещение бумаг Hyundai India намечено на 15–17 октября 2024 года. Компания, по оценкам аналитиков, занимает второе место на индийском автомобильном рынке и надеется привлечь $3,3 млрд в рамках IPO. На бирже она разместит около 17,5% своих акций.
Книга заявок уже вся заполнена: половина пришлась на индийских инвесторов, половина — на иностранных. Среди последних — американские фонды BlackRock и Capital Group, сингапурский суверенный фонд GIC Pte и другие.
Рекорды не устояли
Размещение корейского автопроизводителя станет крупнейшим в истории индийского фондового рынка и первым IPO в этом сегменте в Индии за болеем чем за 20 лет: в 2003 году на биржу вышел главный нынешний конкурент Hyundai India — Maruti Suzuki.
Прошлый рекорд размещения был побит в 2022 году, когда Life Insurance Corp. of India привлекла в рамках IPO $2,7 млрд. Первичное размещение Hyundai India, вероятно, станет крупнейшим в Азии в этом году, отмечают в Bloomberg.
Главной причиной для IPO, по словам представителей Hyundai India, стали планы по возврату доли рынка благодаря выпуску новых моделей кроссоверов. Главный конкурент компании на этом поприще — индийские автопроизводители, которые пока опережают Hyundai в некоторых сегментах.
Помимо новых кроссоверов, корейская компания надеется выпустить свой первый электромобиль, полностью собранный в Индии. Релиз новинки намечен на 2025 год, в 2026-м в Hyundai надеются представить два новых автомобиля с ДВС.
Какие у Hyundai на рынке конкуренты
Главным конкурентом Hyundai в Индии СМИ считают компанию Maruti Suzuki, индийскую «дочку» Suzuki. Ее акции также торгуются на индийских биржах. Учредителем компании — лидера сегмента называют правительство Индии — в 1981 году Maruti Suzuki появилась на свет как Maruti Udyog Limited.
В 1982 году мажоритарная доля в компании принадлежала государству, Suzuki владела лишь 26%. Пропорции постоянно менялись, в итоге правительство Индии полностью избавилось от доли в Maruti Suzuki в 2003 году, когда та вышла на биржу.
На сегодняшний день Maruti Suzuki — крупнейшее дочернее предприятие японского автопроизводителя. В 2022 году оно занимало 42% рынка пассажирских автомобилей Индии. В 2024 году, по данным Statista, этот показатель вырос до 50%.
Второе место на автомобильном рынке страны занимает Hyundai India (17,6%), третье — местная Mahindra (7,9%). Индийская компания основана в 1945 году и ранее занималась продажей стали. Позже основатели бизнеса братья Кайлаш Чандра Махиндра и Джагдиш Чандра Махиндра заключили партнерское соглашение с американской Jeep и начали производить в Индии автомобили марки по лицензии. На рубеже XX—XXI веков в портфолио компании вошли крупнейшие производители тракторов Индии, а к 2024 году Mahindra стала крупнейшим производителем такой техники в мире.
Помимо тракторов и автомобилей, в портфолио компании входят мотоциклы и сельскохозяйственная техника. Среди партнеров Mahindra в разное время числились Peugeot, Mitsubishi, Ford, SsangYong, Renault и Dewulf.
Ожидания от размещения
«Вероятно, сам листинг пройдет сдержанно. Но мы ожидаем, что в средне- и долгосрочной перспективе Hyundai India сможет показать двузначные значения доходности», — предполагают в брокерской фирме ICICI Direct.
Главными препятствиями для устойчивого роста Hyundai India наверняка станут жесткая конкуренция в сегменте, глобальное замедление рынка пассажирских автомобилей и нестабильные цены на сырье. Hyundai India — один из главных индийских экспортеров, поэтому при оценке перспектив компании стоит обращать внимание и на глобальный контекст, указывают в Livemint.
Момент для IPO сложно назвать самым удачным, считают в BNP Paribas. Сейчас рынок пассажирских авто в Индии переживает целый ряд трудностей, которые сдерживают его развитие. При этом нужно держать в голове, что сегмент де-факто поделен между несколькими крупными игроками, которые поддерживают свой статус-кво.
«Hyundai Motor India — часть одного из крупнейших автопроизводителей мира. У них достаточно популярных моделей, все хорошо с финансами. По верхней границе размещения коэффициент P/E (отношение стоимости одной бумаги к прибыли на акцию. — «РБК Отрасли») составит 26,3. У главного конкурента — Maruti Suzuki — этот показатель в пределах 30,4», — говорит представитель брокерской фирмы Sharekhan, которая входит в BNP Paribas.
Компания рассчитывает на повышенную оценку со стороны рынка — ожидать заметного роста акций сразу после IPO не стоит, считает старший вице-президент Mehta Equities Прашант Тапсе. «Несмотря на то что индийская «дочка» Hyundai обеспечивает 6,5% всей выручки материнской компании, компания де-факто требует премиальной оценки своих акций. Достаточно сравнить коэффициенты P/E Hyundai Motors и Hyundai Motors India, их капитализации. Сейчас индийская «дочка» в случае размещения по верхней границе получит капитализацию, равную 42% капитализации материнской компании», — указывает он.