Как средний класс поможет Индии обогнать Китай
Средний класс Индии — один из самых многочисленных в мире. При этом, по мнению экспертов и аналитиков, он обладает большим потенциалом, чем аналогичные категории граждан в развитых странах. Раскрытие этого потенциала не только обеспечит стране стабильный рост ВВП, но превратит местный рынок в главный рынок сбыта в мире, считают эксперты
Средний класс — самый быстрорастущий сегмент населения Индии. В период с 1995 по 2021 год его численность росла в среднем на 6,3% в год. Сейчас именно к этой категории относится более 31% населения, но уже к 2031 году ее доля достигнет 38%, а к 2047 году — 60%, пишет издание The Economic Times. Это больше, чем у развитых экономик с более стабильными темпами прироста численности среднего класса.
Так, в США средний класс составляет около 52% населения. У бывших колонизаторов Индии — Великобритании — около 50%. В Германии с ее предрецессионной экономикой — около 48%. У Китая средний класс составляет примерно 39%.
Прогнозируемый рост численности среднего класса в Индии значительно опережает показатели этих стран, и к столетию независимости (2047 год) может составить более 1 млрд человек, прогнозируют аналитики PRICE. Это превратит Индию в главную потребительскую экономику планеты — это звание она отберет у КНР.
Формирование и особенности
Средний класс появился в Индии еще в начале XIX века, когда благодаря британскому образованию появилась небольшая прослойка англоязычной индийской элиты из высшей касты. Однако экономический вклад новой категории граждан стал заметен лишь в XXI веке.
Сейчас правительство Индии проводит политику построения самодостаточной экономики, но при этом привлекая иностранные инвестиции, объясняет руководитель представительства РЭЦ в Индии Тимур Векилов. Имеется в виду, продолжает он, привлечение инвестиций в производственные и сервисные компании с использованием местных трудовых ресурсов на территории Индии, которые позволяли бы не только обеспечивать местный спрос, но и работали бы на экспорт из Индии. Такая политика дала положительный результат, который в том числе выражается в росте доходов населения, а значит и росте численности среднего класса, указывает эксперт.
Пока, впрочем, единого консенсуса относительно того, начиная с какого порога доходов можно причислить жителя Индии к среднему классу, нет. Если включать в него тех, кто тратит от $2 до $10 в день, то тогда еще в 2012 году к среднему классу можно было отнести 600 млн человек или половину населения Индии. Остальные в Индии живут за чертой бедности, тратя менее $2–4 в день. Если же брать более высокий диапазон расходов, скажем, $17–100 за сутки, то в 2021 к среднему классу можно было отнести около 432 млн индийцев или 31% от населения.
Помимо масштабов расходов, представители разных уровней этой шкалы тратят деньги на разные товары и услуги. К примеру, те, кто проходят по нижней границе, тратят большую часть своих доходов на медицину, образование, потребительские товары и разное движимое имущество (мотоциклы и бытовую технику). Те, кто располагает доходами повыше, уже тратят деньги в том числе на развлечение, недвижимость и услуги. Ну, а верхний средний класс уже позволяет себе предметы роскоши, вроде автомобилей, кондиционеров и дорогих компьютеров.
Благодаря либерализации в начале 1990-х и приходу на местный рынок международных компаний, изменилась структура занятости среди индийского среднего класса. Если раньше путь в него лежал через работу в бюджетном учреждении, то теперь индийцы отдают предпочтение IT-сектору и финансам. Неквалифицированные рабочие также нашли вакансии в периферийных и нижних звеньях нового частного сектора в качестве продавцов, охранников, домашнего персонала и строителей.
Позитивные изменения затронули даже сельские районы Индии. Там, благодаря национальному закону о гарантиях занятости в сельской местности имени Махатмы Ганди, повысились доходы в индийских деревнях. По данным EastAsia Forum, именно сельская местность главный поставщик среднего класса в Индии, а не типичное для развитых стран городское население.
Прогнозы
Сейчас, пишет The Economic Times, общество Индии представляет собой пирамиду: узкая прослойка богатых наверху, большой пласт малообеспеченных людей внизу. Однако к концу 2020-х эта структура больше станет напоминать скорее ромб — то есть количество ультрабогатых и нищих будет в равной степени относительно небольшим по сравнению со средним классом. Качественный скачок, по мнению газеты, произойдет за счет большого количества профессионалов, которые уже получили высшее образование и пока только стремятся к тому, чтобы быть средним классом, но еще им не являются.
Согласно прогнозам издания, численность групп «нуждающиеся» (тех, кто находится за чертой бедности и зарабатывает от $6 тыс. до $18 тыс. в год) и «стремящиеся» (от $18 тыс. до $36 тыс.) значительно сократится с почти 928 млн человек в 2021 году до 647 млн к 2031 году и далее до 209 млн к 2047 году. В то же время численность верхнего сегмента доходов «богатых» вырастет с 56 млн до 437 млн за тот же период. Основную часть населения будет составлять средний класс, численность которого к 2047 году достигнет почти 1,02 млрд человек, увеличившись с 432 млн сейчас.
Абсолютные доходы богатых людей сейчас могут быть высокими, указывают в издании, но численность индийского среднего класса позволяет предположить, что он станет движущей силой индийской экономики, а его совокупная покупательная способность приведет к созданию одного из крупнейших рынков в мире. Однако сейчас его развитию препятствует сразу несколько факторов.
Препятствия
Во-первых, индийский средний класс сильно пострадал во время пандемии COVID-19. В 2021 году исследовательский центр Pew Research Centre опубликовал данные, согласно которым период с 2005 по 2012 годы потребительские расходы домашних хозяйств в сельской местности росли на 1,62% в год, тогда как с 2012 по 2023 год рост замедлился до 1,02%. В городских районах наблюдалась аналогичная тенденция: темпы роста сократились с 1,85 до 1,12%.
Во-вторых, средний класс в Индии страдает от геополитических шоков 2022 года. Из-за усложнения цепочек поставок в Индии выросли цены на топливо, 80% от всего объема которого страна импортирует. А нерегулярные муссоны и внезапные дожди уменьшили производство сельскохозяйственных культур, таких как пшеница и рис, что привело к росту цен на продовольственные товары. Все вместе факторы способствовали разгону инфляции. Из-за этого в среднем цены на продукты питания и аренду жилья выросли на 6%, что значительно усилило финансовую нагрузку на население и затормозило развитие среднего класса.
Тем не менее периодически в мировых СМИ Индии пророчат роль нового Китая, то есть большого рынка сбыта с обеспеченным населением. Если более детально смотреть демографические данные 2023 года, говорит Векилов из РЭЦ, то можно заметить, что 36,3% населения Индии — городское (518,2 млн чел в 2023 году), медианный возраст всего населения составляет 28,2 года. В Китае же 65% населения — городское (926,3 млн чел в 2023 году), а медианный возраст в Китае — 39 лет. «По цифрам видно, что у Индии потенциал темпа роста потребления гораздо больше, чем в Китае. Тренд заметен и чисто визуально», — продолжает Векилов. В городах появляется больше торговых сетей и сетевых магазинов, очень высокими темпами развивается интернет-торговля, растет количество брендов на полках, предлагающих аналогичные товары.
Эксперты также ожидают, что падение темпов развития среднего класса компенсируется общим экономическим ростом. Как утверждает глава Tata Consumer Products Limited (TCPL) Натараян Чандрасекаран, в 2024–2025 годах прирост мирового ВВП достигнет примерно 3,3%, тогда как Индия продолжит расти высокими темпами в 8,2%, что сделает ее наиболее привлекательным рынком для инвестиций и развития бизнеса.