Китайская сталь против индийской: за кем останется мировое господство
В Индии обсуждают повышение пошлин на импорт китайской стали в страну. На этом настаивают крупнейшие участники индийского сталелитейного рынка. По их словам, дешевая сталь из КНР снижает маржинальность их производства и угрожает экономической стабильности страны
Индия остро нуждается в стройматериалах: в стране идет активное развитие инфраструктуры. Цементом страна себя обеспечивает, но нуждается в сторонних поставках стали.
До последнего времени это была сталь из Китая — главного в мире производителя этого металла. Теперь же правительство Индии обсуждает возможность поднять ввозные пошлины на китайскую сталь. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщило агентство Reuters.
Откуда берется дешевая китайская сталь и сможет ли Индия преодолеть зависимость от Китая и стать мировым лидером в ее производстве?
Пошлины
По словам журналистов Reuters, крупнейшие индийские производители стали, такие как Tata Steel, в беседах с чиновниками назвали китайский импорт источником «растущей озабоченности».
Сталелитейные заводы Индии не в первый раз призывают к вмешательству государства и повышению пошлин на импорт. Однако профильное министерство раньше отвергало предложения, ссылаясь на высокий спрос на местном уровне.
В конце июня топ-менеджер ArcelorMittal Nippon Steel India вновь заявил, что правительству следует рассмотреть вопрос о повышении базовой таможенной пошлины на сталь с 7,5 до 12,5% из-за растущих объемов импорта. «Мы должны немедленно вернуться к режиму пошлины в размере 12,5%, который существовал ранее», — цитирует Reuters Ранджана Дхара, директора и вице-президента по продажам и маркетингу ArcelorMittal Nippon Steel India.
В конце июля к вопросу повышения пошлин на китайскую сталь вернулся Саджан Джиндал, управляющий директор JSW Steel. По его словам, представители сталелитейной отрасли Индии ведут активные консультации с правительством по вопросу «уравнения условий для местных и иностранных игроков».
«На фоне сниженного спроса на сталь на мировом рынке рост импорта сокращает маржинальность локальных производителей. Вероятно, дело в растущем производстве стали в КНР, которое и снижает цены. Уже несколько государств по всему миру обсуждают защитные пошлины от китайского демпинга, мы, в свою очередь, активно обсуждаем этот вопрос с нашим правительством», — заявил Джиндал.
По подсчетам S&P Global, в июле 2024 года объем импорта стали из КНР в Индию побьет семилетний рекорд. Около 43% всего импорта стали с января по июль прибыло в страну из Китая, еще 31% — из Южной Кореи.
При этом в июле сталь из КНР составила 73% от всего индийского импорта этого материала. Его заказали еще в конце мая — начале июня на фоне заметного снижения стоимости стали в Китае.
Китай против пошлин
КНР, как главному мировому производителю стали, идея роста пошлин не симпатична. Редакция китайского издания Global Times, например, указывает на то, что Индия остро нуждается в китайской стали, ее собственная промышленность не справляется со спросом.
Сегодня спрос на сталь в Индии действительно выше обычного, и введение пошлин на китайскую сталь будет неблагоприятным для экономического развития Индии, поскольку приведет к росту цен на этот металл, считает Чжао Ганьчэн, научный сотрудник Шанхайского университета. «Пошлины можно поднять, чтобы сделать индийскую сталь более рентабельной. При этом, очевидно, вырастут цены. Следовательно, если пошлины на импорт китайской стали будут введены, то цены на стальную продукцию в Индии вырастут, что не способствует развитию ее отраслей, имеющих огромный спрос на сталь», — сказал Чжао.
В Индии велик спрос на сталь, а ее собственные мощности недостаточны, поэтому она, скорее всего, расширит импорт, чтобы удовлетворить текущий спрос, считает Лоу Чуньхао, исполнительный директор Института исследований Южной Азии Китайского института современных международных отношений.
Экспорт из Индии
Стали из КНР в Индию везут все больше, удушая и без того не слишком развитый индийский экспорт. В апреле 2024 года Индия продала за рубеж всего 0,66 млн т своей стальной продукции, в мае — 0,5 млн т. Тем временем из Китая в марте и апреле в Индию прибыло в общей сложности 1,1 млн т — на 19% больше, чем годом ранее.
Это продолжает тренд последних трех лет. В 2023 году, по данным Министерства торговли и промышленности Индии, экспорт железа и стали в денежном выражении снизился до $4,4 млрд с $13,4 млрд в 2022 году и с рекордных $22,9 млрд в 2021 году. Но если посмотреть в более широком контексте, значения экспорта вернулись к средним показателям последних десятилетий: в период с 1996 по 2023 год он в среднем составлял $5,3 млрд.
Истоки китайского демпинга
Причина стального демпинга Китая, как указывает The Wall Street Journal, — китайский кризис в сфере недвижимости. До кризиса китайская строительная отрасль генерировала до 25% мирового спроса на сталь, пишет WSJ со ссылкой на Фредерика Ньюмана, главного экономиста по Азии в HSBC.
После многочисленных скандалов с обманутыми дольщиками продажу недвижимости, а также новое строительство в КНР резко затормозили, китайские сталевары остались без рынков сбыта и начали предлагать свою продукцию за рубеж по сниженным ценам. «Сегодня закупочные цены в Индии слишком низкие, но мы не можем никак на это повлиять. Все же это лучше, чем ничего», — рассказал S&P Global представитель неназванного китайского экспортера.
В течение прошлого года экспорт стали из Китая подскочил на 33%. За 12 месяцев, с февраля 2023 года по февраль 2024-го, КНР, по данным местной таможни, продал за рубеж 95 млн т стали. Это больше, чем совокупное потребление этого металла экономикой США в 2022 году.
Экспорт в Индию за эти 12 месяцев вырос на 84% (до 3 млн т), во Вьетнам — на 78% (до 10 млн т), в Турцию и Бразилию — более чем на 50%, в США — упал примерно на 20%.
Особая роль досталась Бразилии: здесь добывают значительную часть руды, из которой впоследствии в КНР выплавляют сталь. Но китайская переработка стали настолько дешевая, что бразильской промышленности проще купить сталь из бразильской руды, произведенную за океаном, а не дома.
Ситуацию на рынке стали называют «вторым китайским шоком», напоминающим ранние 2000-е годы, когда поток дешевого китайского ширпотреба наводнил рынки Европы и США, порадовав потребителей, но едва не уничтожив целые индустрии на Западе.
Во всех странах, куда хлынул поток дешевой китайской стали (а это помимо указанных выше также Великобритания и Филиппины), начаты антидемпинговые расследования. Официальный Пекин отметает подозрения в том, что правительство субсидирует эти «массированные поставки», и обвиняет оппонентов в неспособности конкурировать с китайской промышленностью.
Но если говорить не об экспорте, а о производстве, то здесь прослеживаются обратные тенденции: Китай является лидером, но постепенно сбавляет обороты, а Индия и другие потребители, страдающие от китайского демпинга, — Турция, Бразилия — наращивают. В целом же мировое производство стали с марта 2023 года сократилось на 4,3%.
Откуда сырье
По состоянию на 2023 год Бразилия, по данным Global Data, является вторым по значимости производителем железных руд в мире — после Австралии. Далее идет Китай, а Индия занимает четвертую строчку.
На индийском субконтиненте добывают гематит и магнетит. Около 79% месторождений гематитовой руды обнаружено на востоке страны (штаты Ассам, Бихар, Чхаттисгарх, Джаркханд, Одиша и Уттар-Прадеш), около 93% месторождений магнетитовой руды сосредоточены на юге (Андхра-Прадеш, Гоа, Карнатака, Керала и Тамил Наду).
С 2018 по 2022 год производство руды в Индии увеличивалось в среднем на 5% в год, но впереди ожидается снижение в среднем на 1,62% в период с 2023 по 2027 год.
Главным потребителем индийской руды предсказуемо является Китай. Экспорт этого сырья из Индии подскочил в 2023 году на 116% и обещает расти в 2023–2027 годах в среднем по 32% в год.
Прогнозы
Недавний отчет Moody's показывает, что стремление Индии к наращиванию производства стали частными фирмами может помочь ей подняться над Китаем в этом «сталелитейном конфликте». Рейтинговое агентство провело комплексный анализ, сравнив обе страны с точки зрения перспектив спроса, динамики рынка и ресурсных преимуществ.
В Индии в ближайшие 12–18 месяцев ожидается рост спроса на сталь на 5–7%. В Китае внутренний спрос продолжит падать. Индия собирается наращивать емкость национального производства стали до 300 млн т в год к 2030-му, тогда как китайские мощности находятся под давлением низких внутренних цен и отсутствия спроса, что не позволит им расти.
Индийская сталелитейная ассоциация ожидает, что спрос на сталь достигнет 128,9 млн т в период 2023–2024 годов, а потребление, как ожидается, достигнет 206 млн т к 2030 году.