Зачем один из лидеров чайной индустрии Индии спустя век выходит в розницу

Обновлено 05 сентября 2024, 06:06

Чайный гигант B&A Ltd впервые за свою столетнюю историю вышел в розничную торговлю с брендом черного чая Gatoonga. Компании пришлось пойти на этот шаг из-за накопившихся в чайной индустрии Индии проблем и из-за желания вывести свою продукцию на международный рынок

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Компания B&A Ltd является частью B&A Group. Первоначально она называлась Barasali Tea Company — так было в 1915 году. В 1950-м нынешнюю компанию B&A, которая поглотила Barasali Tea Company, основал «чайный барон Ассама» Хемендра Прасад Баруа. Отец предпринимателя тоже занимался чаем: Шива Прасад Баруа был известен как «крупнейший чайный плантатор своего времени».

К концу 1940-х годов Баруа были богатейшим кланом Ассама. Основу их бизнес-империи составляло производство чая, которое основал дед предпринимателя — Бистурам Баруа, один из первых бизнесменов Индии после обретения страной независимости. К концу десятилетия 24-летний Хемендра получил в собственность три плантации в верхнем Ассаме — они и стали основой будущего предприятия. Молодой плантатор только вернулся домой после учебы в Гарвардской школе бизнеса.

С тех пор чайная империя Баруа только росла. Известен Хемендра не только своими чайными листьями: в начале 1990-х он выступил против сепаратистов из «Объединенного фронта освобождения Ассама», одной из самых крупных организаций «Ассамского сопротивления». Сторонники этого движения с 1970 года требуют автономии некоторых районов штата и устраивают этнические конфликты между ассамцами и бенгальцами. Противостояние между официальными властями Индии и сепаратистами продолжается до сих пор. Хемендра Прасад Баруа умер в 2013 году в возрасте 86 лет в Бангкоке.

Сегодня в B&A занимаются производством черного чая с помощью CTC (crush, tear and curl — один из способов обработки черного чая). В настоящее время компания имеет 11 чайных плантаций в северных районах индийского штата Ассам на востоке. В 2023 году B&A Ltd произвела 5,5 тыс. т черного чая. К 2024 году у компании было четыре основных сфер деятельности: производство и переработка чая, упаковка, чайный туризм и биржевая торговля. Ретейл станет для нее пятым направлением бизнеса.

По словам управляющего директора компании Сомната Чаттерджи, решение о начале розничной торговли вызвано желанием расширяться в родном штате и во всей Индии, и направлено на то чтобы повысить узнаваемость бренда и улучшить взаимодействие с покупателями. Бренд разработал собственную стратегию по расширению и выделил на реализацию плана 500 млн рупий. В рамках этой стратегии компания приобрела новое чайное поместье Мохема, что стало для нее первой «покупкой» за последние 60 лет.

Индия и чай

Индия занимает второе место по экспорту чая в мире, уступая только Китаю: страна экспортирует 10% всего мирового чая. Большая часть товара, а именно 83%, производятся в двух штатах — Ассам и Западная Бенгалия, а сам рынок чая в Индии на 2024 год оценивается в $11,7 млрд.

В 2024 году стоимость индийского экспортируемого чая составила $752 млн, а в 2023 году Индия суммарно продала 137 тыс. т чая. В числе главных покупателей более 25 стран, включая Великобританию, США, ОАЭ, Иран и Россию. Около 20% индийского чая уезжает в ОАЭ, примерно по 10% едут в Россию и США, 7,8% идет в Иран и 5,5% — в Великобританию. Общая стоимость экспорта в эти страны составляет более $300 млн.

В чайной промышленности Индии активное участие принимает государство. В 2021-м была запущена программа по развитию чайной отрасли. Чиновники заинтересованы в развитии чайной индустрии и всячески способствуют выходу местных компаний на международный рынок. Например, государство компенсирует часть затрат на международный маркетинг и инспекционные сборы — по 25%. Помимо финансовых компенсаций, программа рассчитана на развитие небольших локальных частных фермерств, создание общего плана развития индустрии и улучшение условий работников.

Однако есть у чайной индустрии Индии и проблемы. Главные из них — повышение стоимости производственных издержек и перепроизводство. Основные игроки столкнулись с тем, что за последние десять лет издержки выросли в два раза, в то время как цена чая увеличилась всего лишь на 30%. Помимо этого, в 2023 году мир столкнулся со значительным переизбытком — порядка 100 тыс. т «лишнего» чая, что снизило его стоимость и обернулось финансовыми проблемами для части производителей.

В сфере производства черного чая у Индии есть серьезный конкурент — Китай, который обгоняет ее по экспорту и стоимости. Это объясняется тем, что в КНР практически весь произведенный чай идет на экспорт. Также отличается и подход в продаже чая.

Если в Китае чай — это часть культуры и бренд страны, то в Индии он воспринимается как очередная сфера бизнеса. Индия также уступает Китаю в разнообразии черного чая. «Китайцы объединили свою культуру, историю и понимание чая с научными исследованиями, чтобы произвести более 10 тыс. разных сортов. В Индии в то же время всего несколько разновидностей», — объясняет Дэн Робертсон, основатель The International Tea Cuppers Club и глава The Tea House and World Tea Tours.

Еще одна проблема — чайный туризм. В 2023 году этот рынок оценивался в $9,4 млрд и ожидается его ежегодный рост на 8,8%. Однако по нему очень сильно ударила пандемия и на данный момент он еще даже не вернулся на уровень 2019 года.

Перспективы и светлое будущее

Несмотря на все трудности, некоторые эксперты прогнозируют рост чайного рынка Индии до $17,9 млрд к 2033 году. Если говорить об отдельных отраслях чайной индустрии, то в них также ожидается рост. Прогнозы благополучны, но для этого чаю в Индии нужно справиться с рядом трудностей, таких как эрозия почвы, перепроизводство и рост издержек.

Также на позиции Индии в чайной отрасли повлияет то, как они адаптируются к новым технологиям, таким как электронная торговля и автоматизация производства. Уже сейчас чайный совет Индии отмечает, что продажа чая через интернет-площадки выросла и к этому тоже нужно адаптироваться.

У Индии вряд ли получится обогнать Китай, экспорт которого в 2022 году составил 375 тыс. т, но увеличить свое присутствие на рынке вполне возможно. Остается только наблюдать за этой чайной гонкой.

Поделиться