Проблема со специями: почему в Индии решили дополнительно проверить рынок

Обновлено 05 сентября 2024, 09:05

Весной 2024 года к специям из Индии возникли претензии в Гонконге, Сингапуре, позже к ним присоединились чиновники из США и Великобритании: в специях обнаружили повышенное содержание канцерогенов. Пока производители отвергают обвинения, индийские чиновники инициировали дополнительные проверки рынка и предложили ВТО ввести единые стандарты содержания пестицидов в продуктах

Unsplash
Фото: Unsplash

Индийские специи оказались в центре международного скандала: Гонконг и Сингапур ввели запрет на продажу четырех смесей пряностей индийских популярных брендов MDH и Everest. Утверждается, что в них был обнаружен канцероген — окись этилена в количестве, значительно превышающем допустимую норму.

Вслед за Гонконгом и Сингапуром ввоз и продажу специй MDH и Everest запретили Непал и Мальдивы. Об ужесточении контроля над импортом индийских специй заявили чиновники в Великобритании, проверку начали в США, Австралии и Новой Зеландии.

В MDH и Everest отвергли обвинения, а управление по безопасности и стандартам пищевых продуктов Индии (FSSAI) начало проверку образцов специй всех национальных брендов на наличие вредных веществ. Регулятор также отобрал 34 образца пряностей MDH и Everest. Как сообщила в мае газета The Economic Times со ссылкой на официальное лицо, некоторые образцы Everest не соответствовали стандартам и компания должна принять меры по исправлению ситуации. В июне издание The Times of India со ссылкой на департамент здравоохранения штата Раджастхан сообщило, что превышение предельно допустимых уровней содержания пестицидов и инсектицидов было обнаружено в образцах специй брендов MDH, Everest, Gajanand, Shyam и Sheeba Taza. В результате было изъято 12 т продукции.

Со своей стороны, чиновники предприняли шаги по ужесточению контроля над индустрией. Совет по специям Индии сообщил о начале обязательного тестирования на окись этилена партий пряностей, направляемых в Сингапур и Гонконг. В 2022 году подобное тестирование уже вводилось для специй, экспортируемых в ЕС.

Кроме того, Совет выпустил инструкции для экспортеров по предотвращению загрязнения продуктов окисью этилена, а также рекомендовал альтернативные способы обработки. Окись этилена в сельском хозяйстве используется как фунгицид и инсектицид. В ЕС использование вещества для обработки продуктов запрещено, в то же время в таких странах, как США, Россия и Индия, такого запрета нет.

В самый разгар скандала со специями издание Deccan Herald обнародовало данные, в соответствии с которыми с сентября 2020 по апрель 2024 года Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA) обнаружило следы окиси этилена в 527 продуктах из Индии. В то же время, как заявляют индийские чиновники, в 2023/24 финансовом году 99,8% из 1,4 млн т экспортируемых Индией специй соответствовали стандартам качества разных стран и только 0,2% из всех партий этим требованиям не удовлетворяли. «В некоторых сообщениях СМИ утверждается, что управление по безопасности и стандартам пищевых продуктов Индии (FSSAI) допускает в десять раз более высокий уровень пестицидов в травах и специях. Такие сообщения ложные и злонамеренные», — заявили в Министерстве здравоохранения, добавив, что в Индии действуют одни из самых строгих стандартов в отношении максимально допустимых уровней пестицидов.

По всему миру установлены разные предельно допустимые уровни остаточного содержания окиси этилена в продуктах. В связи с отсутствием единых международных стандартов в апреле 2024 года Индия призвала ВТО выработать единые рекомендации для установления максимально допустимого уровня содержания пестицида в продуктах, указав, что более строгие нормы могут использоваться в качестве нетарифных барьеров, нанося ущерб экспортерам из развивающихся стран.

Земля специй

На сегодняшний день Индия считается крупнейшим в мире производителем специй, а также потребителем и экспортером. На перец чили, тмин, куркуму, имбирь и кориандр приходится около 76% общего производства пряностей в республике.

В 2022/23 финансовом году экспорт специй из Индии составил $3,76 млрд, а в 2023/24-м достиг $4,25 млрд (12% мирового экспорта пряностей). Индийские специи закупает порядка 180 стран, при этом ключевыми направлениями индийских поставок служат Китай ($928 млн), США ($574 млн), Бангладеш ($339 млн), а также ОАЭ, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Великобритания, Австралия, Сингапур, Гонконг. Больше всего Индия экспортирует перца чили ($1,3 млрд), тмина ($550 млн), куркумы ($220 млн), кардамона ($130 млн), готовых смесей пряностей ($110 млн), эфирных масел и олеорезинов ($1 млрд).

Индия также крупный импортер специй и покупает за рубежом пряности, потребности в которых не удовлетворяются внутренним производством. Например, хотя страна занимает первое в мире место по производству кориандра, она в то же время выступает крупнейшим импортером этой пряности из России: соответствующие поставки в 2022/23-м составили $21,4 млн, или 83,4% всего индийского импорта кориандра. Что касается асафетиды, широко используемой в индийской кухне, страна почти полностью зависит от поставок из Афганистана, на долю которого приходится порядка 85% индийского импорта этой специи.

Пряности не только неотъемлемая часть кухни Индии и других стран Южной Азии, но и важная составляющая аюрведы, древней индийской системы оздоровления. В 1987 году для продвижения экспорта, контроля качества, развития производства, инфраструктуры и исследований был создан специальный Совет по специям при Министерстве торговли и промышленности Индии.

По словам вице-президента конгломерата ITC Санджива Бишта, индийский рынок специй оценивается в 800 млрд рупий (около $9,6 млрд) в год, а рынок брендированных специй — в 300 млрд рупий ($3,6 млрд). Среднегодовые темпы роста рынка специй составляют 7–10%, а рынка брендированных специй — 10–15%.

При этом попавшие под запрет Everest и MDH считаются одними из наиболее старых и респектабельных брендов специй в Индии. По данным Statista, в 2021/22 финансовом году Everest был крупнейшим игроком на индийском рынке пряностей с долей 16%. MDH занимала 10% рынка. Другими крупными игроками были Aachi и Sakthi — 8 и 5% соответственно.

Поделиться